Рынок полувагонов

17.04.2017   

 Рынок полувагонов: 

от списания к обновлению

В 2015–2016 гг. на сети РЖД было списано около 122 тыс. полувагонов, а объем будущих списаний в период до 2020 года составит около 34 тыс. ед., что соответствует примерно 7% парка этого вида подвижного состава. Однако в 2017 году поступление новых вагонов превысит списание: парк уже активно обновляется за счет инновационной продукции. Так, в конце 2016-го уже действовали сертификаты на производство 16 моделей универсальных полувагонов (6 из них инновационных) и 6 моделей глуходонных полувагонов (4 из них инновационных).

Инновационные полувагоны: перспективы оптимистичны

На сегодняшний день на рынке представлено 10 инновационных моделей полувагонов производства АО «Тихвинский вагоностроительный завод», ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и АО «Алтайвагон». Сертификацию на производство инновационных вагонов прошли также АО «Новозыбковский машиностроительный завод» и ОАО «Завод металлоконструкций» в г. Энгельсе.

Наиболее популярная и в то же время самая дорогая модель инновационного универсального полувагона – 12-9853 производства ТВСЗ стоимостью 2,85 млн руб. Их численность на сети превышает 26,5 тыс. ед. Второе место – у моделей 12-196-01 и 12-196-02 производства УВЗ (стоимость – 2,55 млн руб.). Их число достигает 13,1 тыс. ед. На третьей позиции – модель 12-2142 от «Алтайвагона» стоимостью 2,5 млн руб., в настоящее время на сети курсирует партия в 1 тыс. ед. 

В сегменте глуходонных инновационных полувагонов первое место по присутствию на сети занимает модель ТВСЗ 12-9869 по цене 2,85 млн руб. (8,8 тыс. ед.). На втором месте – модель 12-2143 «Алтайвагона» стоимостью 2,3 млн руб., которая появилась раньше прочих и на момент сертификации имела самый большой объем кузова – 94 куб. м (3,5 тыс. ед.). Замыкает тройку лидеров модель 12-5190 УВЗ по цене 2,55 млн руб. – это новинка, и число ее на сети невелико – всего 0,5 тыс. ед.

Недавно ТВСЗ сертифицировал и построил первую партию из 75 вагонов грузоподъемностью 83 т. Основа модели – новая тележка с нагрузкой на ось 27 тс. Серийное производство пока не начато и разрешение на использование таких вагонов на сети не получено, но предполагается, что курсировать они будут на выделенных полигонах.

Перспективы наращивания доли инновационных вагонов оптимистичны. Несмотря на то, что их производство началось только 4 года назад, к 2017-му заводы уже перестали производить типовые полувагоны. Поскольку в ближайшие 4 года списание полувагонов продолжится, спрос на новые инновационные полувагоны вырастет и они заместят обычный подвижной состав на тех полигонах, где это будет экономически выгодно.

Ценообразование новых вагонов различных производителей учитывает наличие скидки на тариф при порожнем пробеге и расстояние межремонтного интервала. Так, у вагонов ТВСЗ самая большая скидка на порожний пробег при наиболее высокой цене вагона, модели УВЗ при эксплуатации имеют меньшую скидку и стоимость их реализации ниже. Вагоны «Алтайвагона» скидку на порожний пробег так и не получили.

 Глуходонные: только для угля

На сети РЖД сейчас курсирует около 42 тыс. ед. глуходонных полувагонов, большей частью которых оперируют АО «СУЭК» и УК «Кузбассразрезуголь». До 2020 года будет списано около 5 тыс. ед. этого вида подвижного состава. Парк инновационных глуходонных вагонов насчитывает порядка 13 тыс. ед. Использование глуходонных моделей предполагает наличие вагоноопрокидывателей, которые имеются только в крупных портах, на электростанциях и металлургических комбинатах. Этими мощностями и ограничивается рост рынка глуходонных вагонов.

При маршрутных отправках угля на дальние расстояния в порты наиболее выгоден глуходонный полувагон ТВСЗ 12-9869 – даже с учетом его высокой цены. На коротких расстояниях до 2 тыс. км вне зависимости от типа отправки наиболее выигрышна модель «Алтайвагона» 12-2143 – за счет низкой стоимости. Для остальных полигонов курсирования и типов отправок имеет преимущество вагон УВЗ 12-5190. К сожалению, возможности отправки угля в глуходонных вагонах на средние и большие расстояния ограниченны, из-за чего данная модель не востребована (построено лишь 500 ед. для СУЭК). Отметим, что всеми глуходонными инновационными вагонами производства «Алтайвагона» (12-2143) и УВЗ (12-5190) оперирует только СУЭК. Для перевозки остальных грузов, помимо угля, глуходонные вагоны массово практически не используются. Типовые глуходонные вагоны выгоднее инновационных только при уровне операционных расходов (лизинговые платежи, кредитная нагрузка и ремонты вагонов) менее 500 руб./сут., но таких вагонов на сети практически нет.

 Везем уголь

В настоящее время парк универсальных полувагонов, который используется, помимо угля, для перевозок строительных грузов, руды, металлопродукции и пр., составляет примерно 434 тыс. ед. (до 2020 г. будет списано порядка 29 тыс. ед.). Около 44 тыс. из них – инновационные. Самой выгодной моделью для транспортировки угля маршрутными отправками на расстояния свыше 4 тыс. км является модель ТВСЗ 12-9853. На небольших расстояниях до 500 км предпочтительнее других модель «Алтайвагона» 12-2142, используемая при повагонных и групповых отправках. На остальных полигонах курсирования наиболее целесообразно использовать модель инновационного вагона УВЗ 12-196-02. Новейшая разработка ТВСЗ – модель 12-9548-01 – будет самой эффективной при отправительских маршрутах на расстояния от 1 до 2,5 тыс. км, но при условии, что стоимость полувагона составит менее 3,2 млн руб. Эта модель не имеет скидки на порожний пробег и может выиграть конкуренцию у модели 12-9853 только при аналогичной цене 2,85 млн руб., что вряд ли возможно, учитывая использование новой тележки с осевой нагрузкой 27 тс. Возможно, что 8 т дополнительной грузоподъемности будут отыграны за счет полученной скидки на порожний пробег. Данная перспективная модель ТВСЗ пока не производится, на сети зарегистрировано лишь 75 полувагонов, которые проходят подконтрольную эксплуатацию.

Стоит отметить, что экономическая выгода от эксплуатации инновационных полувагонов существенно зависит от наличия государственных субсидий на их покупку, предоставления скидок на порожний пробег и собственно цен на подвижной состав. В случае отмены или изменения указанных параметров экономический эффект также может кардинально поменяться. В любом случае наиболее прибыльными для оператора являются полувагоны, формирующие наибольшую разницу между ставками доходности и арендного платежа.

 От руды до металла

Для перевозок угля характерна четкая ориентация грузопотоков на экспорт по фиксированным маршрутам, где можно использовать технологию маршрутных отправок, она же влияет и на получаемый от эксплуатации вагона экономический эффект. Для других грузов, перевозимых в универсальных полувагонах, ситуация складывается иначе. Так, для перевозок руды на короткие расстояния до 500 км сейчас наиболее выгоден типовой универсальный полувагон. Для транспортировки руды на короткие и средние расстояния до 2,5 тыс. км может быть выгодна модель ТВСЗ грузоподъемностью 83 т, но она уступает моделям УВЗ 12-9853 и ТВСЗ 12-196-02 на более длинных плечах перевозки, так как последние имеют скидки на порожний пробег. То есть новая модель ТВСЗ будет наиболее интересна операторам, которые доставляют руду на металлургические предприятия и вывозят ее на экспорт с рудников в Курской области.

Для перевозки строительных грузов на плече до 1 тыс. км наиболее выгоден типовой полувагон, при расстояниях свыше 1 тыс. км – инновационный вагон УВЗ. Однако при использовании технологий отправительских маршрутов новая модель ТВСЗ грузоподъемностью 83 т имеет преимущество на полигонах 1–2 тыс. км, а серийная инновационная 12-9853 – на расстояниях свыше 4,5 тыс. км.

Для перевозки металлов и металлолома при возможности полной загрузки вагона безоговорочным лидером является новая модель ТВСЗ 12-9548. За счет высоких тарифов на перевозку продукции третьего тарифного класса такой вагон выигрывает конкуренцию даже без скидок на порожний пробег. Пока эта модель не стала серийной, наиболее выгодной на всех полигонах курсирования является модель УВЗ 12-196-02. Однако при перевозке штучной металлической продукции (металлоконструкции, листовая сталь, штрипсы), которая не позволяет загружать кузов полностью, наиболее предпочтительной остается типовая модель полувагона.