Рынок цистерн, платформ и хопперов

18.07.2017   

 Российские заводы активно сертифицируют новые цистерны.

Из-за снижения спроса на новые нефтебензиновые цистерны с 2014 года российские заводы начали активно наращивать производство различных химических цистерн. До 2014 года ежегодное производство химических цистерн российскими заводами составляло около 500 единиц, в 2014 году – 1,6 тыс. единиц, а в 2016 году составило более 2,6 тыс. единиц. Сейчас производители имеют сертификаты на производство около 50 моделей цистерн для различных грузов. Основными игроками на этом рынке являются Рузхиммаш, Уралвагонзавод и ТихвинХимМаш, между которыми происходит конкурентная борьба. Заводами сертифицировано производство цистерн практически для всех грузов, пока остались несертифицированными цистерны для азотной и уксусной кислоты, желтого фосфора и лаков. На сети РЖД курсирует около 28 тыс. единиц, средний возраст которых составляет 17 лет. До 2019 будет списано более 5 тыс. химических цистерн, а увеличение грузовой базы может потребовать от вагоностроителей производить более 2,5 тыс. химических цистерн ежегодно в течение трех следующих лет.

Химические грузы обеспечивают потребность в новых цистернах.

Метанол. Самая продаваемая модель для перевозок метанола - модель УВЗ. Инновационные модели ТихвинХимМаш хоть и имеют большую на 7-8 тонн грузоподъемность, имеют небольшое преимущество в объеме – дополнительные 2 м3 у модели 12-6880 и дополнительные 8 м3 - у модели 12-6880-01. По цене цистерны ТихвинХимМаш дороже типовых цистерн УВЗ и Рузхиммаша на 400-500 тыс. рублей. Дополнительная доходность от эксплуатации для операторов тихвинских цистерн по сравнению с типовыми от 80 (модель 15-6880-01) до 160 руб./сутки (модель 15-6880). Тарифный эффект незначительный и расходы по ремонту ходовой части тележек Barber полностью не изучены, из-за этого закупки типовых цистерн для метанола продолжаются.  Если бы на Тихвине смогли произвести цистерну, сочетающие в себе характеристики обеих моделей - с грузоподъемностью 73 тонны и объемом котла 94 м3, тогда бы эффект для оператора такой цистерны составлял до 250 руб./сутки.

Серная кислота. В течение последних 2 лет в России производились две модели цистерн для серной кислоты: 15-157 производства УВЗ и 15-9545 производства ОВК. В 2016 году на три типовые кислотные цистерны закупалась одна инновационная. Обе модели цистерн имеют одинаковый срок службы – 18 лет. Тарифный эффект цистерн ОВК составляет до 3,5% от стоимости перевозки тонны груза при этом оператор может сократить потребный парк на 10% из-за большей грузоподъемности, однако для перевозчиков серной кислоты важнее надежность и удобство эксплуатации в течение жизненного цикла: модель 15-157, эксплуатируемая почти 20 лет, более понятный с точки зрения обслуживания вагон.

Бензол. Основным покупателем цистерн для бензола в последние 2 года был Сибур-Транс, сокращая закупки таких цистерн. Инновационных цистерн для бензола до сих пор не было сертифицировано.

Натр едкий. Инновационные цистерны производства ТихвинХимМаш активно вытесняют с рынка типовые цистерны Уралкриомаш: в 2016 более половины произведенных цистерн для натра едкого были инновационными, а в 2017 году уже все новые цистерны – инновационные. Экономия от эксплуатации инновационных цистерн практически отсутствует, так как цена значительно выше, чем у типовой цистерны, но инновационная цистерна имеет котел на 40% больше, чем у типовой, что позволяет сократить потребный парк для вывоза продукции.

Соляная кислота. Единственным производителем цистерн для соляной кислоты является Рузхиммаш. В 2016 году было построено около 130 таких цистерн – наибольшее количество построенных за год в XXI веке.

Жидкие химические грузы. УВЗ в середине 2016 года начала производить инновационную цистерну для различных химических грузов, которая оборудована парообогревательным кожухом. При этом цистерна имеет грузоподъемность 73 тонны и объем котла – 76 м3.

Олеум. На рынке представлено две типовые цистерны для олеума производства УВЗ и Рузхиммаш. Они имеют схожие характеристики и цену. Такие вагоны не пользуются высоким спросом, в 2016 году их закупали УГМК и Куйбышевазот  

Хлор. Единственным производителем цистерн для хлора является ЗМК, которая начала на территории России производить данный тип цистерн по конструкторской документации Азовмаша. Единственным покупателем таких цистерн за последние три года был Илим.

Самыми дорогими закупаемыми цистернами являются цистерны для легкозатвердевающих продуктов.

В данном сегменте цистерн Новозыбковский МЗ и ТихвинХимМаш стараются сместить лидерство Рузхиммаша. Эти заводы сертифицировали инновационные модели цистерн для перевозок расплавленной серы: 15-9544 и 15-6913. Модель НМЗ хоть и имеет меньший объем котла и грузоподъемность при большей цене, чем модель ТихвинХимМаш, но ФосАгро приобрел именно цистерны Новозыбковского МЗ из-за того, что завод сертифицировал эту модель на год раньше ОВК. У ОВК есть возможность выпустить большую партию цистерн для расплавленной серы для ГазпромТранса взамен выбывающих 700 единиц в 2019-2021 гг.

По цистернам для остальных легкозатвердевающих грузов только Рузхиммаш имеет сертификаты на производство: для пека и карбамидоформальдегидной смолы (КФС). Большинство списаний цистерн для пека (около 100 единиц) в ближайшие 2 года ожидаются у связанной через акционера структуры РусАл.

В сегменте газовых и аммиачных цистерн грузоподъемность не имеет такого большого значения как объем котла, из-за этого инновационные разработки направлены на увеличение объема котла.

Фактически единственным производителем газовых и аммиачных цистерн в 2015-2016 гг. был Рузхиммаш. В 2017 году ТихвинХимМаш смог получить контакт на поставку 100 цистерн для аммиака от КуйбышевАзота и Кемеровохиммаш, дочернее предприятие Алтайвагона, поставило 60 цистерн для аммиака для Кемеровского Азота.

В течение 2016 года газовых цистерн на территории РФ не производилось и не закупалось. Большинство инвестиций перевозчиков газа в этот момент приходилось на закупку газовых танк-контейнеров.

В ближайшие 3 года списания коснутся около 1 тыс. аммиачных цистерн различных предприятий азотного сектора и 1,4 тыс. газовых цистерн СГ-Транса, что может значительно загрузить мощности российских заводов по производству цистерн.

Сегмент новых нефтебензиновых цистерн остается невостребованным в виду высокого профицита на этом рынке и низких ставок доходности.

Уралвагонзавод имеет 4 сертификата на производство нефтебензиновых цистерн, однако производство таких цистерн с 2015 года было свернуто. ТихвинХимМаш и УВЗ сертифицировали по одной инновационной модели нефтебензиновых цистерн, которые не имеют тарифного эффекта для оператора в текущих рыночных условиях.

В сложившейся ситуации УВЗ сертифицировал модификацию модели 15-150-04 П для перевозки растительных масел, наращивая выпуск пищевых цистерн.

Модель

Специализация

Завод

Грузоподъемность, т

Объем, м3

Срок службы, лет

Парк на сети, ед.

Цена, млн руб

Цистерны химические

15-150-05

Метанол

Уралвагонзавод

65,0

85,6

32

722

2,600

15-6880

ТихвинХимМаш

73,0

88,0

32

214

2,990

15-1240

Рузхиммаш

65,0

82,0

32

200

2,500

15-6880-01

ТихвинХимМаш

71,7

94,0

32

5

3,050

15-157

Серная кислота

Уралвагонзавод

69,0

39,0

18

988

2,600

15-9545

ТихвинХимМаш

77,0

44,0

18

127

2,950

15-1210-03

Бензол

Рузхиммаш

66,0

73,0

24

855

2,750

15-150-04Б

Уралвагонзавод

66,0

85,6

24

309

2,200

15-6900

Натр едкий

ТихвинХимМаш

73,0

54,5

32

171

3,850

15-157-02

Уралкриомаш

68,0

39,0

32

617

3,000

15-6900-01

ТихвинХимМаш

76,5

54,5

32

20

6,400

15-1230

Соляная кислота

Рузхиммаш

66,8

62,0

18

271

3,300

15-1614-01

Азовмаш

68,6

63,0

18

90

-

15-5181

Химия

Уралвагонзавод

73,5

76,3

30

95

3,100

15-1224

Олеум

Рузхиммаш

68,0

38,1

32

207