Обзор рынка железнодорожных цистерн

08.08.2017   

В настоящее время на сети РЖД курсирует около 258,2 тыс. различных цистерн, чей средний возраст превышает 15 лет. Большая их часть задействована в перевозках различных нефтепродуктов и газа. В связи с тем что в течение последних 2 лет грузовая база
для нефтебензиновых цистерн сокращалась, российские вагоностроители сертифицировали и производили новые модели цистерн для химической промышленности.

Нефтебензиновые цистерны: профицит и низкие ставки

На сети железных дорог курсирует около 188 тыс. нефтебензиновых цистерн, средняя ставка доходности которых равна 550 руб./сут. До конца 2017 года численность нефтебензиновых цистерн продолжит сокращаться за счет как списаний, так и отстановки в неисправный парк, и в итоге ставка доходности может превысить 600 руб./сут. В начале 2018-го операторы могут заказать производителям небольшие партии новых нефтебензиновых цистерн.

АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) имеет четыре сертификата на производство нефтебензиновых цистерн, однако с 2015 года их производство было прекращено. АО «ТихвинХимМаш» (входит в состав НПК «Объединенная Вагонная Компания») и УВЗ сертифицировали по одной инновационной модели нефтебензиновых цистерн, которые в текущих рыночных условиях не имеют тарифного эффекта для оператора.

 Химические цистерны: спрос формирует грузовая база

На сети РЖД курсирует около 28 тыс. химических цистерн, чей средний возраст составляет 17 лет. В период до 2019 года будет списано более 5 тыс. ед., а увеличение профильной грузовой базы может потребовать от вагоностроителей производства свыше 2,5 тыс. химических цистерн ежегодно в течение трех последующих лет.

Российские заводы с 2014-го начали активно наращивать производство различных химических цистерн из-за снижения спроса на новые нефтебензиновые цистерны. До 2014 года ежегодный объем производства цистерн для различных химических грузов отечественными заводами составлял около 500 ед., в 2014 г. – 1,6 тыс. ед., а в 2016 г. – более 2,6 тыс. Сейчас производители располагают сертификатами на производство около 50 моделей химических цистерн. Основными игроками на этом рынке являются АО «Рузхиммаш», АО «НПК «Уралвагонзавод» и АО «ТихвинХимМаш», и между ними идет конкурентная борьба. Заводы сертифицировали производство цистерн практически для всех химических грузов, однако модели для азотной и уксусной кислоты, желтого фосфора и лаков остались пока несертифицированными.

 Цистерны для метанола

Самая продаваемая модель для перевозок метанола – 15-150-05 производства УВЗ. Инновационные модели «ТихвинХимМаша» грузоподъемностью на 7–8 т выше имеют преимущество в объеме: дополнительные 2 куб. м у модели 15-6880 и 8 куб. м – у 15-6880-01. При этом по цене цистерны «ТихвинХимМаша» дороже типовых цистерн УВЗ и «Рузхиммаша» на 400–500 тыс. руб. Дополнительная доходность операторов от эксплуатации тихвинских цистерн по сравнению с типовыми составляет от 80 руб./сут. (модель 15-6880-01) до 160 руб./сут. (модель 15-6880). Как видно, тарифный эффект незначительный. К тому же структура и объем расходов на ремонт ходовой части тележек Barber пока полностью не изучены, из-за этого продолжаются закупки типовых цистерн для метанола. Если бы «ТихвинХимМаш» смог произвести цистерну, сочетающую в себе характеристики обеих моделей 15-6880 и 15-6880-01, грузоподъемностью 73 т и объемом котла 94 куб. м, тогда эффект от эксплуатации такой цистерны для оператора составил бы до 250 руб./сут.

 Цистерны для серной кислоты

В течение последних 2 лет в России производились две модели цистерн для серной кислоты: типовая 15-157 (УВЗ) и инновационная 15-9545 («ТихвинХимМаш»). В 2016 году на три типовые кислотные цистерны закупалась одна инновационная. Обе модели цистерн имеют одинаковый срок службы – 18 лет. Тарифный эффект от эксплуатации инновационных цистерн «ТихвинХимМаша» составляет до 3,5% от стоимости перевозки 1 т груза, при этом из-за большей грузоподъемности каждый оператор может сократить потребный парк данного подвижного состава на 10%. Однако для владельцев химических цистерн для серной кислоты важнее надежность и удобство их эксплуатации в течение всего срока службы, поэтому модель 15-157, используемая почти 20 лет, пока более понятный с точки зрения обслуживания вагон.

 Цистерны для бензола

Основным покупателем цистерн для бензола в последние 2 года было ООО «Сибур-Транс». Компания закупала цистерны модели 15-1210-03 производства «Рузхиммаша», которая является на данный момент самой современной в этом сегменте парка. Инновационных моделей цистерн для бензола до сих пор не было сертифицировано.

 Цистерны для едкого натра

Инновационные цистерны производства «ТихвинХимМаша» активно вытесняют с рынка типовые цистерны «Уралкриомаша». В 2016 году количество произведенных инновационных цистерн для едкого натра превысило половину от общего количества в данном сегменте, а в 2017-м этот показатель составил 100%. Экономия от эксплуатации инновационных цистерн практически отсутствует, так как ее цена значительно выше, чем у типовой, но котел инновационной цистерны на 40% больше, что позволяет сократить потребный парк для вывоза продукции на аналогичную величину.

 Цистерны для соляной кислоты

Единственным в РФ производителем цистерн для соляной кислоты является «Рузхиммаш». В 2016 году их было построено около 140 ед. – самый большой годовой показатель с начала ХХI века. В 2017-м закупки цистерн для соляной кислоты значительно сократились: за
I полугодие 2017 года было изготовлено около 20 ед.

 Цистерны для жидких

химических грузов

УВЗ в середине 2016 года начал производить инновационную цистерну
15-5181 для различных химических грузов, оборудованную парообогревательным кожухом. Ее грузоподъемность составляет 73 т, объем котла – 76 куб. м. «ТихвинХимМаш» сертифицировал и произвел около 200 цистерн моделей 15-6900 и 15-6900-01 для различных химических грузов, которые имеют котел объемом 54,5 куб. м и грузоподъемность 73 и 76,5 т соответственно.

 Цистерны для олеума

На рынке представлены две типовые цистерны для олеума производства УВЗ и «Рузхиммаша». Они имеют схожие характеристики и цену. Такие вагоны не пользуются высоким спросом, в 2016 году их закупали группа «УГМК» и ПАО «КуйбышевАзот».

 Цистерны для хлора

Единственным производителем цис­терн для хлора (по конструкторской документации «Азовмаша») является ОАО «ЗМК». Единственным покупателем таких цистерн за последние 3 года была группа «Илим».

 Цистерны для легкозатвердевающих продуктов

Самыми дорогими из серийно выпускаемых цистерн являются цистерны для легкозатвердевающих продуктов. В данном сегменте производства подвижного состава АО «Новозыбковский машиностроительный завод» и «ТихвинХимМаш» стараются сместить с позиций лидера «Рузхиммаш». Эти заводы сертифицировали инновационные модели цистерн для перевозок расплавленной серы: «ТихвинХимМаш» – 15-9544, НМЗ – 15-6913. Несмотря на то, что модель НМЗ дороже, имеет меньший объем котла и грузоподъемность, «ФосАгро» приобрела именно ее, потому что она была сертифицирована на год раньше. У тихвинских вагоностроителей есть возможность выпустить большую партию цистерн для перевозки расплавленной серы для ООО «Газпромтранс» взамен выбывающих в 2019–2021 гг. 700 ед.

Что касается цистерн для остальных легкозатвердевающих грузов (пека и карбамидоформальдегидной смолы), то лишь «Рузхиммаш» имеет сертификаты на их производство. Большинство списаний цистерн для пека (около 100 ед.) в ближайшие 2 года ожидаются в парке ОК «Русал». Скорее всего, «Рузхиммаш» будет производить цистерны для «Русала», так как обе эти компании принадлежат группе компаний «Базовый элемент».

 Газовые и аммиачные цистерны

Для газовых и аммиачных цистерн грузоподъемность не имеет такого большого значения, как объем котла, именно поэтому инновационные разработки направлены на увеличение последней характеристики.

Фактически единственным производителем газовых и аммиачных цистерн в 2015–2016 гг. был «Рузхиммаш». В 2017 году «ТихвинХимМаш» смог получить контракт на поставку 100 цистерн для аммиака от «КуйбышевАзота» и «Кемеровохиммаша», а дочернее предприятие «Алтайвагона» поставило 60 цистерн для аммиака для кемеровского «Азота».

В течение 2016 года на территории РФ не было произведено и закуплено ни одной газовой цистерны. Большая часть инвестиций перевозчиков газа пришлась на закупку газовых танк-контейнеров.

В ближайшие 3 года через процесс списания пройдет около 1 тыс. аммиачных цистерн различных предприятий азотного сектора и 1,4 тыс. газовых цистерн собственности АО «СГ-транс», что может значительно загрузить мощности российских заводов по производству цистерн.