Стоимость услуг по ремонту вагонов

09.08.2017   

 Изменилась ли стоимость услуг по ремонту грузовых вагонов по итогам первого полугодия, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года? Насколько эти изменения справедливы?

Стоимость ремонтов на сети РЖД в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличилась на 5-10%, так как значительно увеличилась стоимость колесных пар на 30% и других запасных частей для вагонов. Высокая конкуренция между тремя ВРК и появление частных вагоноремонтных депо не позволяет быстро увеличивать стоимость ремонта. Кроме того, уже в течение 4 лет из-за сокращения наличного парка и его омоложения, сокращается общее количество ремонтов, проводимых в вагоноремонтных предприятиях. Вагоноремонтные предприятия оптимизируют штат сотрудников и испытывают непростые времена с точки зрения выручки. Также существенно сократились потребные капитальные ремонты из-за низкого производства вагонов в 2000-ые годы, когда было построено около 400 тыс. вагонов на всей территории СНГ, а только за первые 6,5 лет 2010-ых было построено уже порядка 600 тыс. вагонов. Внедрение инновационных вагонов с увеличенными межремонтными пробегами также сокращает количество проведенных деповских ремонтов в последние годы.

 - В компании предпочитают пользоваться услугами предприятий ВРК или частных компаний? С чем связан такой выбор?

В нашей компании достаточно много вагонов: мы управляем парком порядка 25 тыс. единиц, причем как полувагонами, так и крытыми вагонами, из-за этого мы пользуемся всеми возможными депо в регионах присутствия наших вагонов. Стоимость перегона порожних вагонов к более выгодным с точки зрения цены вагоноремонтным депо не компенсирует разницу в стоимости ремонта. Наш технический отдел планирует даты проведения ремонтов вагонов и выбирает депо, исходя из логистики вагонов из нескольких депо, наиболее выгодное по цене.

 - Есть ли существенная разница в стоимости предоставляемых услуг?

Разница по стоимости проведения плановых ремонтов в разных депо может составлять до 30%, так как в те же дальневосточные вагоноремонтные предприятия приходится привозить все запасные части из более западных регионов, что требует значительных затрат. Конечно, чем ближе к Поволжью и Уралу ремонтируется вагон, тем дешевле обходится ремонт для оператора.

 - Удается ли вагоноремонтным предприятиям соблюдать баланс цены и качества предоставляемых услуг?

В данный момент на сети РЖД курсируют достаточно новые вагоны, так как в предыдущие 5 лет было списано около 300 тыс. очень старых вагонов. Из-за этого вагоноремонтным предприятиям приходится поддерживать надежное техническое состояние более новых активов, что значительно легче, чем осуществлять эти же операции со старым парком вагонов. По данным Росстата в 2016 году удалось сократить аварийность на транспорте, а также предотвратить жертвы и раненых на железных дорогах. Тогда как 2013-2015 гг. были одними из самых аварийных в XXI веке. Возможно, к сокращению аварийности привело улучшение качества ремонтов, а может быть и списание большого количества старых вагонов. Также стоит отметить, что средняя стоимость ремонтов в 2017 году ниже, чем аналогичный показатель 2012-2013 гг.

Наиболее важными моментами для оператора сейчас является срок проведения ремонта и толщина обточки подорожавших колесных пар. В первом случае, если комплектация вагона является необычной (вагоны малых серий, некоторые инновационные вагоны), и в вагоноремонтном предприятии нет нужных запасных частей для такого вагона, то вагон простаивает продолжительное время. Во втором случае, от количества обточек зависит срок работы колесных пар, который может варьироваться от 5 до 9 лет. Конечно, толщина обточки колесных пар зависит не только от работников вагоноремонтного предприятия, но и от полигона курсирования вагона и равномерности использования ресурса колес.