Контейнеризация отдельных грузов обеспечивает высокую динамику на рынке.

15.05.2019   

 На объемы закупок фитинговых платформ будут влиять темпы контейнеризации грузопотока. В разные годы основными драйверами контейнеризации грузопотока являлись разные грузы. В данный момент динамично растущими грузами являются пиломатериалы, листовая сталь и лом черных металлов в универсальных контейнерах и жидкие азотные удобрения, олеум и натрия гидроксид для танк-контейнеров. Ежегодно контейнеризация увеличивается на 12–18%, что стимулирует спрос на фитинговые платформы на дополнительные 4–5 тыс. единиц.

Так, в 2018 году контейнерные перевозки составили 45,5 млн тонн, что на 12% больше, чем в 2017 году, в свою очередь, 2017 году перевозки грузов в контейнерах составили 40,6 млн тонн, что на 18% больше, чем в 2016 году. За первые 4 месяца 2019 года перевозки в контейнерах составили около 16 млн тонн, что на 16% больше аналогичного показателя 2018 года. На рынке контейнерных перевозок есть три сегмента: универсальные контейнеры (доля - 82%), танк-контейнеры (доля - 16%) и рефконтейнеры (доля - 2%). Динамика роста танк-контейнеров с каждым годом возрастает (с 15% год к году в 2017 году до 17% за 4 месяца 2019 года к аналогичному периоду 2018 года) и превышает уровень роста в универсальных контейнерах. Перевозки в рефконтейнерах в 2016-2018 гг. оставались стабильными, однако в первые 4 месяца 2019 года перевозки в рефконтейнерах выросли на 9%.

Основными грузами, которые перевозятся универсальными контейнерами, являются пиломатериалы, бумага и запасные части для автомобилей. Основной рост контейнерного грузопотока за первые 4 месяца 2019 года обеспечили перевозки пиломатериалов на 70%, среди прочих грузов существенный рост показали контейнерные перевозки листовой стали на 60% и лома черных металлов на 30%. Прочие грузы показывали меньшую динамику роста, а некоторые даже показывали снижение погрузки (фанера, целлюлоза, ферросилиций, полиэтилен).

Основными грузами, которые перевозятся в танк-контейнерах остаются пропан-бутан, серная кислота и натрия гидроксид, которых перевозят примерно поровну и которые обеспечивают более трети грузовой базы. Основной рост танк-контейнерного грузопотока за первые 4 месяца 2019 года обеспечили перевозки жидких азотных удобрений (увеличение почти в 3 раза) и олеума (также почти в 3 раза). Крупнейшие грузы также показали высокую динамику: пропан-бутан (+17%), серная кислота (+10%), натрия гидроксид (+25%). Большинство прочих грузов показывали меньшую динамику, а некоторые показывали и отрицательную динамику (смолы кармадоформальдегдные, этиленгликоль, акрилонитрил). 

Парк фитинговых платформ в конце 2018 года превысил по размеру парк крытых вагонов, полноправно став третьим по размеру парком после полувагонов и нефтебензиновых цистерн. В будущем парк фитинговых платформ станет еще больше, и данный рынок станет конкурентным с несколькими независимыми крупными игроками. В данный момент на сети РЖД курсирует около 59 тыс. фитинговых платформ, причем еще 3 года назад парк фитинговых платформ составлял около 44 тыс. единиц.

Сейчас на сети РЖД курсирует около 20 тыс. 40-футовых фитинговых платформ. Крупнейшим производителем является ОАО «Трансмаш» в Энгельсе. Платформы этого завода – одни из самых Доступных для покупки на рынке. В 2016-2018 гг. Алтайвагон, ЗМК и Рославльский ВРЗ также начали производство 40-футовых платформ, усилив конкуренцию в этой нише. ОВК представил на рынок инновационную 40-футовую платформу грузоподъемностью 80 тонн, однако всего было построено около 200 таких платформ, так как обеспечить полную загрузку таких платформ с помощью двух 20-футовых контейнеров достаточно сложно.

В сегменте 60-футовых фитинговых платформ в 2014–2018 гг. конкурировали «Рузхиммаш» и «Алтайвагон», производившие схожие по характеристикам типовые платформы: в основном их закупали компании-операторы из иностранных государств. В данный момент они не производятся, при этом по сети РЖД курсирует около 13 тыс. таких платформ. За последние 10 лет было построено всего 700 фитинговых 60-футовых платформ.

Практически все заводы-производители фитинговых платформ сертифицировали модель 80-футовой платформы и массово выпускали такие платформы в течение последних 10 лет, большинство 80-футовых фитинговых платформ произведены после 2005 года, до этого на сети были лишь несколько сотен таких платформ. Сейчас их численность в эксплуатации составляет более 25 тыс. ед.

В последние годы наибольший спрос на фитинговые платформы отмечался в сегменте 80-футовых платформ, и лишь с начала 2017 года выросла потребность и в 40-футовых платформах.

Цены на типовые фитинговые платформы в течение 2017–2018 гг. выросли почти в 2 раза и сейчас держатся на уровне 3,0 – 4,2 млн руб. за платформу в зависимости от инновационности и длины. Такое подорожание связано с ростом как стоимости комплектующих, так и спроса на фитинговые платформы, производство которых в 2015–2016 гг. составляло менее 1 тыс. ед. в год, а в 2018 году превысило 8 тыс. единиц, а за первые 4 месяца 2019 года было произведено около 3 тыс. фитинговых платформ.

Основной объем фитинговых платформ (около 60%) строят на заводах Энгельса в Саратовской области – ОАО «Завод металлоконструкций» и ОАО «Трансмаш». В меньших объемах их производят и при этом борются за клиента «Алтайвагон», «Рузхиммаш», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», предприятия «РэйлТрансХолдинга» и НПК ОВК. Сегмент остается наиболее конкурентным, поскольку такое количество заводов позволяет сдерживать рост цен по сравнению с другими типами вагонов, однако следует добавить, что платформы являются самым простым для исполнения вагоном.

Из-за сильного спроса на фитинговые платформы ставка аренды на них составляет около 1750 руб./сутки для 40-футовых платформ и 2000 руб./сутки для 80-футовых платформ, такие ставки стабильно высокие уже на протяжении более полугода (по информации сервиса «Промышленные грузы» по состоянию на май 2019 г.). Сохранение высокого уровня ставок, активная контейнеризация грузопотока и развитие железнодорожного транзита позволят нарастить парк фитинговых платформ в течение следующих 10 лет с нынешних 60 тыс. ед. до 75-80 тыс. вагонов. Увеличение грузопотока платформ позволит формировать большее количество маршрутных отправок на различных полигонах курсирования, которые позволят увеличить скорость доставки и сократить тарифные расходы.