Доля транспортных расходов

19.01.2017   

 Точечные коррекции тарифов в 2017 году не окажет серьезного влияния на большинство грузоотправителей, ориентированных на экспорт, исключение представляют компании, занимающиеся добычей различных удобрений, цены на которые снизились в течение 2015 года, оставаясь на низком уровне в течение 2016 года. На внутреннем рынке, дистанция перевозок значительно ниже, из-за этого тарифные коррекции могут оказать серьезное влияние только на перевозки грузов дешевого первого тарифного класса, такие как строительные грузы и руда.

За последние 10 лет Россия очень сильно увеличила объем экспорта ресурсов, а также перевалку их через порты. В 2015 году РФ экспортировала около 245 млн тонн нефти, 171 млн т нефтепродуктов, более 150 млн тонн угля, около 42 млн тонн черных металлов и около 25 млн тонн удобрений.

Уголь как самый массовый груз на железной дороге имеет наибольшую долю транспортных расходов в структуре цены: груженый и порожний тариф РЖД с вагонной составляющей составляют около трети стоимости экспортного угля, лишь в 2009 году в период высокой стоимости угля, доля транспортных расходов составляла около 12% цены. В 2017 году тарифы будут проиндексированы на 4%, также для угля может быть отменена скидка на перевозку экспортного угля, что повысит стоимость перевозки еще на 13%. Ставка привлечения вагона при этом может вырасти на 10-20% ввиду возможного дефицита полувагонов на сети. В итоге, транспортные расходы могут достигнуть 37% от цены угля.

Нефть переходит с железной дороги в трубопроводы с постепенным вводом их в работу. Доля транспортных расходов при перевозке нефти и нефтепродуктов в цистернах повысилась с 12-13% в 2011-2014 гг. до 17-18% в 2016 году из-за падения стоимости нефти.

Доля транспортных расходов удобрений составляла около 12% от цены в период высоких цен, из-за падения цены доля транспортных расходов составляет около 18% от цены карбамида в 2016 году. В 2017 году доля транспортных расходов может составлять до 20% от цены.