Интервью об инновационном вагоностроении

30.01.2017   

- Сейчас много говорят об инновационных вагонах. Тихвинский вагоностроительный завод сделал ставку именно на них, и судя по их финансовой отчетности, добился впечатляющего роста (хотя, возможно, это просто эффект роста с нуля). Вопрос: действительно ли так остро стоит проблема устаревания вагонного парка в стране и такой высокий спрос на современные грузовые вагоны, полувагоны, хопперы, цистерны? Насколько перспективна стратегия Тихвинского завода и в целом Объединенной вагонной компании?

 В 2016 году происходит максимальное списание парка вагонов, около 110 тысяч вагонов будут списаны по итогам года. Теперь проблема устаревания парка вагонов позади – в ближайшие 10 лет ежегодное списание будет ниже 30 тысяч единиц, ввиду низкого производства вагонов в СНГ в 1990-2004 гг. Спрос на постройку всех новых вагонов в следующее десятилетие могут покрыть всего два завода Тихвинский ВСЗ и Уралвагонзавод.

Стройка Тихвинского ВСЗ была начата в период проведения реформы МПС, и к 2013 году завод произвел первые серийные инновационные вагоны. В период с 2006 по 2013 гг., во время стройки завода, в РФ было закуплено около 600 тысяч типовых вагонов при списании 300 тысяч единиц. За 3 с половиной года работы завода 2013-2016гг. в РФ было закуплено около 150 тыс. единиц при аналогичном списании в 300 тыс. единиц.

УВЗ произвел первые инновационные вагоны еще в 2007 году, но они оказались не востребованы рынком, ввиду более высокой цены производства и отсутствием сети сервисного обслуживания инновационного подвижного состава. В период сильнейшего спроса на вагоны в 2010-2012 гг. большое количество вагоноремонтных предприятий переквалифицировалось в вагоносборочные предприятия, производя дешевые вагоны, что отодвинуло производство инновационных вагонов до 2013 года.

В условиях существующих схем тарификации Прейскуранта 10-01, стратегия Тихвинского вагоностроительного завода, производящего полувагоны и хопперы, экономически оправдана. Помимо схем тарификации, важными бонусами являются скидка на порожний пробег и государственные субсидии на производство.

Объединенная вагонная компания в целом является крупным холдингом, объединяющим несколько заводов, лизинговую и транспортную компании, собственное конструкторское бюро, компания является молодой и диверсифицирует свою деятельность в различных областях. Перспективность холдинга определит выручка, которую холдинг получит в ближайшие годы и расходы, которые при этом холдинг понесет.

УВЗ и ОВК делают важную работу в модернизации существующих технологий на сети РЖД, ведь типовая тележка 18-100 впервые выпущена в 1956 году. Ее конструкция практически не менялась в течение 60 лет.

 

 Так ли хороши в действительности эти инновационные вагоны? Правда ли они соответствуют тем заявленным параметрам по грузоподъемности, экономичности и т.п.?

 Инновационные вагоны имеют увеличенную на 5-7 тонн грузоподъемность, и количество текущих ремонтов на одном и том же сроке или дистанции километража у инновационных вагонов ниже.

Инновационные вагоны прошли первые обточки колесных пар, которая показала больший срок службы колесных пар под инновационными вагонами, чем у типовых. Однако, из-за короткой эксплуатации инновационных вагонов статистики по деповским и капитальным ремонтам, которые составляют львиную долю расходов на ремонты, еще не собрано, но количество деповских ремонтов на сроке службы у всех моделей инновационных вагонов меньше, чем у типовых. Первые затраты на деповские ремонты инновационных вагонов покажут экономичность этих вагонов на сроке службы.

- Есть ли производители, продукция которых кажется Вам более интересной в соотношении цена-качество, чем продукция ТВСЗ?

 

Очень хорошие показатели работы у модели глуходонного полувагона Алтайвагона 12-2143, но вагон проигрывает экономически ввиду отсутствия у него скидки на порожний пробег. Модель эксплуатируется около года, из-за этого набранной статистики по ремонтам вагонов этой модели нет.

ЗМК производит большое количество платформ, как универсальных, так и фитинговых, на типовых тележках 18-100, так как производство 40-футовых 4–осных платформ на инновационных тележках экономически нецелесообразно при текущих тарифных условиях.

Открывшийся недавно Ростоввагонпром, сертифицировавший цистерну для СУГ модели 15-9872, значительно выигрывает в предлагаемой цене у сертифицированных моделей инновационных цистерн Тихвинхиммаша при схожих технических характеристиках моделей.      


- Верно ли, что главными конкурентами по инновационным вагонам являются ТВСЗ («ОВК») и «Уралвагонзавод»? Верно ли, что их конкуренция острее всего разгорается в правительственных кабинетах, т.к. у обеих структур очень сильные лоббистские возможности?

Тихвинский ВСЗ и Уралвагонзавод являются крупнейшими заводами с собственными моделями инновационных тележек и крупными конструкторскими бюро. У обеих компаний высокая долговая нагрузка, и возможность взять крупный кредит, выпустить облигации, в срок закрыть предыдущие обязательства или осуществить публичное размещение акций, требует больших затрат и усилий в банковской сфере, где компании борются за финансирование не только друг с другом, но и другими более маржинальными отраслями. Из-за этого, нельзя сказать, что в правительственных кабинетах конкуренция разгорается острее всего, ведь кроме скидки на порожний пробег и государственных субсидий для 5 вагоностроительных заводов и запрет продления старых вагонов, не было сделано никаких реформ, лоббирующих продвижение инновационных вагонов.


- Приходилось слышать, что РЖД делает скидку по тарифам для операторов, использующих инновационные вагоны. Но с другой стороны – противоположные жалобы на то, что РЖД взимает с них повышенный тариф ввиду их большей нагрузки на рельсы ввиду большей грузоподъемности («разбивают рельсы»). Где тут истина?

У инновационных вагонов производства ТВСЗ и УВЗ существует скидка на порожний пробег. Ее ввели после долгих испытаний вагонов, показавших меньший урон для рельсов при прохождении порожнего инновационного вагона по сравнению с типовым. При этом, тара некоторых инновационных вагонов ниже тары типовых вагонов, что также сокращает воздействие на путь.

С грузовыми тарифами на перевозку никаких реформ не делали. Повышенный тариф при большей погрузке полувагона – результат расчетной схемы 8 Прейскуранта 10-01, которая действует с 2003 года. Однако, для специализированных вагонов, таких как хоппер, например, груженый тариф не зависит от погрузки в вагон. Каждый оператор сам находит, где найти экономический эффект от эксплуатации инновационных вагонов.

- Есть мнение, что требование правительства не продлевать срок службы устаревших вагонов, а приобретать новые и современные, пролоббировано отдельными игроками рынка. Насколько, по-Вашему, это верное утверждение, и кто эти лоббисты?

 Такое решение могло быть принято из-за большого количества причин: участившиеся аварии на сети РЖД, много простаивающих вагонов, ожидающих ремонта, на последних годах срока службы (ставка доходности оператора в последние три года не может обеспечить дорогостоящий ремонт), низкие сборы металлолома в РФ в последние годы. Помимо вагоностроителей, запрет на продление срока службы устаревших вагонов могли поддерживать как РЖД, так и металлургические холдинги.