Договор take-or-pay на железнодорожном транспорте

15.02.2017   

 Договор take-or-pay распространен при поставках газа, так как объявленные объемы загружают мощности трубопроводов и окупают инвестиции в инфраструктуру для транспортировки газа. РЖД хочет договорами take-or-pay направить отгрузки металлопродукции по тем магистралям, где развили и продолжают развивать инфраструктуру – на Транссибе.

 При подписании договоров take-or-pay на существующих маршрутах металлургов, монополия обезопасит себя от снижения спроса на европейском и азиатском рынках, и обеспечит постоянные объемы платежей по необходимым полигонам перевозок продукции. Металлурги исторически стабильно перевозят ежемесячно 5,5 – 6 млн тонн продукции по сети РЖД, мало изменяя объемы погрузки в период кризисов. Договор take-or-pay является логичным продолжением долгосрочного взаимодействия РЖД и металлургов. Однако, при перенаправлении грузопотоков металлургов на другие магистрали и порты, металлурги могут не только потерять показатели оборачиваемости продукции и вагонов, но и могут получить в конечных точках отгрузки других стивидоров услуг.

 Так получая льготный тариф в 10% на 1 млн тонн продукции на направлении Магнитогорск-Находка, груз не только может находится долго на магистральных путях РЖД и станциях прибытия, но и владелец порта, в лице Евраза (конкурент ММК), может предложить завышенные цены на услуги фрахта груза. Такое взаимодействие для ММК может быть, как положительным, так и иметь за собой значительные потери.