Рынок коммерческих и легковых автомобилей в России

15.02.2017   

 За 9 месяцев 2016 года продажи грузовых автомобилей в РФ составили 36,0 тыс. единиц, что на 1,5% ниже, чем за 9 месяцев 2015 года. Причем последние три месяца наблюдается положительная динамика продаж: в сентябре - 13,4%, в августе – 21,1%, в июле 7,9%. Экспорт российских грузовиков составил 7 тыс. единиц, что на 28% ниже показателей 2015 года. Причем впервые в 2016 году, месячный объем экспорта превысил 1 000 единиц. Рост сбыта грузовиков обусловлен отложенным спросом, ведь продажи грузовиков падали с 2014 года. Флагманов и основным драйвером роста в грузовых автомобилях является КамАЗ, занимающий долю рынка 40% и показавший рост 17% за 9 месяцев 2016 года.

Рынок грузовых автомобилей является универсальным, большим и применимым во многих сферах бизнеса, из-за этого его восстановление начало происходить раньше рынка спецтехники, где спрос возникает очень дискретно, а также техника имеет больший срок службы и менее интенсивное использование.

Рынок автобусов за 9 месяцев 2016 года составил 7,1 тыс. единиц, что на 10% выше чем в аналогичный период 2015 года. Причем внутренний рынок автобусов составляет 6,8 тыс. единиц (рост 13%). Лидером роста является ЛиАЗ, который имеет большой заказ на обновление парка от Московского правительства. На первом месте по производству автобусов – ПАЗ (3,8 тыс. единиц).

Рынок коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от инвестиций в их сектор и поддержки со стороны бизнеса и правительства. Рынок грузовиков конкурентный, и обновление парка грузовиков обеспечивает преимущество. На рынке спецтехники обновление является не таким важным преимуществом, как возможность выполнения работы в заданной географической точке в установленный срок. Рынок автобусов полностью зависит от муниципального заказа и решений конкретных мэров городов.

По итогам 2016 года в России может быть зафиксирован исторический минимум продаж новых легковых автомобилей в XXI веке – 1,4 млн единиц: за 10 месяцев 2016 года в России продано 1,15 млн легковых автомобилей против 1,32 млн легковых автомобилей за 10 месяцев 2016 года (-13%). При этом за 9 месяцев 2016 года импортировано около 90 тыс. иномарок, что на 35% ниже аналогичного показателя 2016 года. Однако, следует отметить рост крупноузловой сборки автомобилей: импорт кузовов машин вырос на 2% с 73,7 тыс. единиц до 75,1 тыс. единиц. Крупнейшие автоконцерны в октябре 2016 года смогли показать положительную динамику по сравнению с октябрем 2015 года – продажи Лады, Тойоты и группы ГАЗ выросли на 13%, 16% и 15%, соответственно.

Падение рынка легковых автомобилей связано в первую очередь с увеличением цены на них: машины российского автопрома подорожали на 20% за год, импортные автомобили азиатский производителей подорожали на 35%, из Восточной Европы на 17%. Немецкие и американские автоконцерны перешли к продажам более дорогих моделей машин, уже не продавая автомобилей дешевле 2 млн рублей.

Вторым фактором падения является стабильный показатель автомобилизации населения – 317 автомобилей на 1000 жителей страны в течение последних трех лет, хотя в нулевые годы этот показатель рос высокими темпами: со 130 в 2000 году до 317 в 2014 году.

Важными факторами также являются также демографическая яма середины 90-ых годов, которая уменьшила количество впервые получающих водительские права, и выход на пенсию модальной когорты населения, которая опережающими темпами отказываются от использования автомобиля.

Дополнительными причинами отказа от покупки автомобиля стали введение платных парковок в крупных городах, уменьшение цены такси при улучшении комфорта, а также появление сервисов каршеринга в Москве и Петербурге.