Рынок минеральных удобрений

15.03.2017   

       Исторически рынок минеральных удобрений – стабильно растущий в объемах поставок рынок, без резких колебаний. За 15 лет погрузка на железную дорогу минеральных удобрений выросла примерно на 50%. В декабре 2016 года месячная погрузка химических удобрений на железной дороге впервые превысила 5 млн тонн. Более 70% объемов производства минеральных удобрений уходят на экспорт. Наиболее ориентированными на экспорт грузами являются хлорид калия, карбамид и нитроаммофоска. Однако цены на них находятся на исторических минимумах.

Экспортные цены хлорида калия и нитроаммофоски последние полгода находились на стабильном уровне $230-240 за тонну, до этого в течение нескольких лет цены падали с $500 за тонну в 2011 года. Цены карбамида аналогично снижались c $450 за тонну с 2011 года, однако за 2 месяца 2017 года выросли с $200 до $250, и в марте вновь снизились до $220 за тонну из-за избыточного мирового предложения.

Важным фактором является то, что в продажах минеральных удобрений нет значительной диверсификации по странам-покупателям: хлорид калия в объеме 0,8 млн тонн в месяц закупает только Китай, основными покупателями карбамида являются Бразилия, Сирия и Украина, а около 70% нитроаммофоски закупают Китай, Украина, ОАЭ и Тайланд. Большое количество других минеральных удобрений также закупают Швейцария и США по 0,2-0,3 млн тонн в месяц.

Производители минеральных удобрений могут испытывать сложности из-за снизившейся рентабельности продажи удобрений. В сложившейся ситуации единственным способом увеличить выручку является наращивание физических объемов продаж при оптимизации затрат на производство и перевозку удобрений, однако такие меры могут способствовать дальнейшему падению цены.