Новости

Лизинг: век дефицита -золотой век? Работайте с профессионалами!

09.11.2007   

В ближайшие два-три года востребованность лизинговых услуг, в частности при приобретении подвижного состава и оборудования, будет только расти. Лизинговые компании станут конкурировать с кредитными организациями, а для достижения большей эффективности будут стремиться к консолидации. Такое мнение высказали участники дискуссии, посвященной состоянию российского рынка лизинга, которая состоялась в рамках Международного салона железнодорожной техники и технологий EXPO 1520.

УЧАСТНИКИ
Еремеев Дмитрий Олегович (на фото слева), генеральный директор компании RRR;
Моисеев Алексей Борисович (на фото по центру), директор лизинговой компании «ТрансФин-М»

ВЕДУЩИЙ:
Гурьев Андрей Ипполитович (на фото справа), первый заместитель главного редактора журнала «РЖД-Партнер»;

ИГРАЕМ ПО-КРУПНОМУ И ПО-МЕЛКОМУ ТОЖЕ

ВЕДУЩИЙ: — Когда-то подобные интервью мы начинали с вопроса: «Чем лизинг отличается от других финансовых инструментов, в чем его преимущества?» Сегодня об этом уже все знают, этот этап прошел. В каком состоянии на данный момент находится российский лизинговый рынок применительно к подвижному составу и оборудованию? Насколько он конкурентоспособен? Вполне ли здесь уже заработали классические рыночные механизмы? Сильна ли, скажем так, российская специфика?

Д. О. ЕРЕМЕЕВ: — Сегодня на рынке спрос превышает предложение. Подвижной состав мы приобретаем в основном у предприятий, сохранившихся со времен Советского Союза. Конечно, они перестроили свое производство, но тем не менее продукция, которую они выпускают, — вагоны вчерашнего поколения. И такая ситуация сохранится еще какое-то время. Естественно, нам как собственникам подвижного состава хотелось бы понять, к чему движется этот рынок, каким мы увидим его в дальнейшем. Мы заинтересованы в приобретении модернизированного оборудования, подвижного состава нового поколения, который, надеемся, появится в ближайшее время. То, что сейчас происходит на рынке, начиная с того, что в игру, наконец-то, включилось ОАО «РЖД», вселяет оптимизм как в конечных потребителей продукции, так и в производителей. Они уже могут рассчитывать на долгосрочные контракты (как например, между ОАО «РЖД» и ФГУП «Уралвагонзавод»), а значит, на инвестиции в модернизацию основных средств. Это должно привести к тому, что в дальнейшем заводы будут выпускать современную продукцию, вагоны нового поколения. Конечно, говорить сегодня о лизинге как о новом финансовом инструменте на рынке — неактуально, этот продукт уже хорошо знаком всем участникам рынка. К счастью, прижился не только финансовый, но и операционный лизинг. Грузовладельцам он позволяет использовать подвижной состав без отвлечения собственных средств, транспортным компаниям дает возможность обновлять подвижной состав не только за счет привлеченных кредитов, но и за счет применения механизма лизинга, а заводам — строить планы в долгосрочной перспективе.

Что беспокоит сегодня на рынке? В первую очередь стоимость вагона. С моей точки зрения, она спекулятивна. Машиностроители в настоящее время не несут тех затрат, которые обосновывали бы нынешнюю цену. Например, сейчас стоимость полувагона значительно превышает $50 тыс., при том что год назад ту же продукцию те же производители предлагали за $35 тыс. Даже если мы учтем рост цен на металл, на составляющие и т. п., то окончательная цена вагона все равно вызывает сомнение. Сегодня мы не можем спрогнозировать, какой будет цена на вагон даже в конце года. И те договоры, которые сейчас заключаются, не дают уверенности в том, что в начале следующего года она не повысится на 10—15%. Тем не менее, на мой взгляд, те долгосрочные контракты, которые заключают крупные игроки, позволят предприятиям выпускать новые модели вагонов с улучшенными техническими характеристиками. Только в таком случае повышение цены будет оправданно, потому что тогда конечный потребитель имеет возможность реально оценить вложенные усилия и затраченные средства.

ВЕДУЩИЙ: — Дмитрий Олегович, я заметил, что Вы больше говорили о рынке машиностроения. То есть нужно подчеркнуть, что сам по себе лизинг как инструмент деятельности лизинговых компаний нельзя рассматривать в отрыве от продукта, которым они оперируют. Алексей Борисович, а как бы Вы оценили состояние рынка, насколько он динамичен?

А. Б. МОИСЕЕВ: — Если сегментировать рынок по тем услугам, которые оказывают лизинговые компании, в частности по приобретению подвижного состава, то наблюдается четкое разграничение на крупных игроков и мелких. Поэтому конкуренция достаточно жесткая. К сожалению, сегодня на первый план выступают западные компании, которые предоставляют возможность приобретать подвижной состав путем привлечения иностранных инвестиций. Но не стоит забывать, что в этом случае возникают валютные риски, которые падают на плечи лизингополучателя.

Кроме того, я полностью согласен с коллегой, спрос на рынке сегодня очень высокий, поэтому возникает такое явление, как спекулятивные цены на полувагоны, на составляющие. В связи с этим встает вопрос об экономической целесообразности приобретения подвижного состава по таким ценам. Так, при последней нашей сделке мы столкнулись с ситуацией, когда буквально в течение двух недель, пока согласовывались параметры договора лизинга, стоимость вагона увеличилась на несколько процентов.

ЗА ВАГОНАМИ КТО КРАЙНИЙ?

ВЕДУЩИЙ: — Но если наблюдается такое положение дел, если спрос превышает предложение, можно ли в таком случае утверждать, что для лизинговых компаний наступил поистине золотой век? Или Вы хотели бы, чтоб была другая ситуация?

А. Б. МОИСЕЕВ: — На самом деле я пожелал бы другую ситуацию. Потому что сегодня, к примеру, может произойти следующее: приходит к нам клиент и говорит, что ему нужны именно такие-то полувагоны такого-то производителя. Мы озвучиваем условия производителю, допустим, нам нужно четыреста вагонов. На что он отвечает: «Я вас очень уважаю, но за этот срок могу сделать только двадцать». Это — первое, второе — не соглашусь с Вами по поводу того, что для лизинга, лизингодателей наступил золотой век. По той простой причине, что период сверхприбыли прошел. Сейчас лизингополучатель знает рыночную стоимость вагона, стоимость оборотных средств. Рынок устоялся уже настолько, что лизинговые компании, которые входят в первую десятку, предлагают в принципе одни и те же услуги.

ВЕДУЩИЙ: — Дмитрий Олегович, Вы тоже не согласны с тем, что сегодняшняя ситуация — это золотой век для лизинга?

Д. О. ЕРЕМЕЕВ: — Трудно охарактеризовать сегодняшнее положение дел как золотой век. Скорее, сейчас век новых возможностей, которые необходимо использовать. Наступает пик обновления подвижного состава, будь то парк Российских железных дорог или парк СНГ в целом. Не стоит забывать, что вагоностроители, которые сегодня присутствуют на рынке, обеспечивают потребности всего постсоветского пространства. Пожалуй, сейчас тот самый момент, когда необходимо делать выводы и формировать собственное представление о том, как рынок будет развиваться дальше. Да, мы видим, что сегодня государство обратило серьезное внимание на отрасль, разработана Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года и т. д. Это все прекрасно, но в следующие три года мы будем работать в условиях жесткой конкуренции и динамично развивающегося рынка. Назвать его золотым будет не совсем корректно. Это будет, скорее, рабочая пора. Более того, в ближайшие несколько лет будут формироваться и новые правила игры. Допустим, мы можем прогнозировать, как отреагирует рынок на появление такого игрока, как Первая грузовая компания, но, поверьте, актуальные изменения неизбежны. Рынок не может оставаться в тех рамках, в которых он существует сегодня. И борьба за приобретение вагонов будет достаточно серьезной. Только у тех компаний, которые инвестируют собственные средства в разработку новых типов подвижного состава, тележек и так далее, то есть являются партнерами, а не просто покупателями, возможно, будут какие-то преференции. Все остальные будут ожидать своей очереди.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

ВЕДУЩИЙ: — Появлялись ли какие-либо новые лизинговые инструменты в последние два-три года? Может быть, стали заметными какие-то особенности, о которых вы как профессионалы могли бы рассказать вашим клиентам и другим игрокам этого рынка?

А. Б. МОИСЕЕВ: — Последние три года мы видим следующую ситуацию: если изначально лизинг использовался только как инструмент приобретения, то сейчас лизинговые компании стремятся оказывать полный спектр услуг. Борьба за потребителя происходит сегодня совсем на другом уровне, нежели три года назад. И прежде всего дело в уважении клиента как партнера по бизнесу. Допустим, наша компания не просто передает в лизинг какое-то оборудование, но и совместно с лизингополучателем определяет время технического обслуживания, решает вопросы по регистрации предмета лизинга, например в Гостехнадзоре, то есть оказывает широкий спектр услуг, а не только проводит сделку. Основные игроки лизингового рынка перестроились именно на такую схему работы.

Кроме того, я хотел бы сказать еще пару слов в продолжение темы золотого века. Думаю, что рынок, пройдя в ближайшие два-три года пик недостатка подвижного состава, стабилизируется. Дело в другом: потребуются инвестиции для модернизации вагоноремонтных предприятий, которые будут обслуживать этот подвижной состав.

ВЕДУЩИЙ: — Так, может быть, это станет продолжением золотого века?

А. Б. МОИСЕЕВ: — Нет, не думаю, поскольку это отдельный сектор экономики, который требует привлечения громадного объема средств — и не только в оборудование, но и в персонал.

ВЕДУЩИЙ: — Дмитрий Олегович, а Вы как считаете: все новые возможности на лизинговом рынке уже давно использованы?

Д. О. ЕРЕМЕЕВ: — Сегодня используются все виды лизинговых продуктов, разрешенных законом. Финансовый лизинг с переходом права собственности, без перехода, возвратный лизинг — все эти виды лизинговых операций присутствуют на рынке. А то, о чем говорит коллега, это дополнительные сервисные услуги.

Однако соглашусь с тем, что в ближайшие несколько лет лизинг будет использоваться в машиностроении, хотя и в гораздо меньших объемах, просто потому, что подвижной состав более емкий для инвестиций, чем обновление производства. Мне хотелось бы отметить другую тенденцию. Для того чтобы оставаться конкурентоспособным и серьезным игроком на рынке, нужно достигнуть определенных размеров — будь то размер парка или объем перевозок. Поэтому компании будут объединяться, поглощать друг друга. Уверен, что в ближайшее время мы станем свидетелями консолидации на рынке. И сегодня на этом пути уже сделаны первые шаги.

ВЕДУЩИЙ: — Это ведь вполне здоровая тенденция?

Д. О. ЕРЕМЕЕВ: -Абсолютно. Мы находимся в довольно конкурентной среде, и необходимо, чтобы акционеры — государство либо частные инвесторы -были удовлетворены показателями. А достичь этого можно будет только за счет консолидации, захвата серьезных долей рынка.

ПОД КОЛПАКОМ ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ

ВЕДУЩИЙ: — Давайте теперь поговорим о проблемах, которые существуют в сфере лизинговых сделок. Как правило, какую сферу ни возьми, первоочередными принято считать проблемы нормативно-правового характера. Рассматриваемая сейчас нами область не исключение?

А. Б. МОИСЕЕВ: — К сожалению, действительно, на данный момент самая острая проблема — правовая. Все остальные я бы назвал ситуациями. Хотя есть Федеральный закон «О лизинге», где четко сказано, что возможен финансовый лизинг, возвратный, операционный. Но когда после сдачи деклараций налоговые органы начинают проводить проверки по возмещению НДС, то они по-своему толкуют этот закон. Мы наблюдаем массовые обращения налогоплательщиков в судебные органы страны для того, чтобы отстоять свое право о возвращении НДС, которое прописано в Налоговом кодексе и которое априори не требует доказательств. Суды просто заполнены подобными делами.

ВЕДУЩИЙ: — Этой проблеме уже ведь года два-три?

А. Б. МОИСЕЕВ: —  Да, эта проблема не нова. Ей действительно уже третий год. Российская ассоциация лизинговых компаний обращалась в Торгово-промышленную палату, выходила с открытым письмом в управление Федеральной налоговой службы. Работа ведется, причем совместно с крупными западными аудиторскими компаниями. Необходимо не только внести поправки в законодательную базу, но и урегулировать с Законом о бухгалтерском учете.

ВЕДУЩИЙ: — Дмитрий Олегович, а Вы с этой проблемой сталкивались? Или Вам везло?

Д. О. ЕРЕМЕЕВ: — Трудно сказать, везение это или нет. Но думаю, нужно с уважением относиться к обеим сторонам процесса. Перед налоговой инспекцией как фискальным органом стоит одна задача, и она ее решает в силу своего понимания законодательства. Мы же как участники рынка, естественно, стараемся трактовать ситуацию в нашу пользу. Однако проблема действительно существует. Например, лизинговым компаниям не всегда удается приобретать актив напрямую у производителей, то есть существует некая история жизни этого актива. Но поскольку НДС должен быть уплачен по всей цепочке, налоговая служба просто обязана проверить, дошел ли этот НДС до государства. Поэтому и существуют все эти так называемые встречные проверки. Опять же, когда чиновник — неважно, высокого или низкого ранга — подписывает НДС к возврату, он несет ответственность за это решение. Поэтому, как правило, НДС возвращается после судебных процессов. Эта проблема существует гораздо больше трех лет — с того момента, как начал использоваться лизинг, и за один день решить ее невозможно. Более того, она намного глубже, это проблема вообще возврата НДС как такового. И все мы в той или иной степени являемся участниками этого большого процесса.

ВЕДУЩИЙ: — Это пробел Налогового кодекса?

А. Б. МОИСЕЕВ: — Нет, в Кодексе как раз четко прописано право налогоплательщика на возмещение НДС. Зачастую лизингодатель не требует возврата средств на расчетный счет, он просто хочет воспользоваться своим законным правом на возмещение НДС для того, чтобы оптимизировать свои денежные потоки.

ВЕДУЩИЙ: — А можно ли фирмам, для которых данный вопрос является достаточно высоким бизнес-риском, дать какие-то рекомендации, как его снизить, или это невозможно?

А. Б. МОИСЕЕВ: — Рекомендации просты — прозрачность учета, правильность заполнения первичных документов, работа с известными, проверенными поставщиками.

РАБОТАЙТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ!

ВЕДУЩИЙ: — Есть мнение, что государство может оказывать лизингополучателям какую-то помощь в их, так сказать, нелегком труде. Вы с этим согласны или лизинг должен быть, что называется, бизнесом в чистом виде?

А. Б. МОИСЕЕВ: — По моему мнению, помощь государства в этой области нужна именно государственным компаниям. Так, недавно было подписано межправительственное соглашение о поддержке развития морского и речного транспорта в части лизинга. То есть государство берет на себя обязательство дотировать государственные предприятия в объеме лизинговых платежей. Д. О. ЕРЕМЕЕВ: — Если мы говорим о возможности государства помогать частным компаниям, то Закон о лизинге —  это, собственно говоря, и есть та самая помощь. Главное, чтобы государство следило за его исполнением, чтобы он реально работал.

ВЕДУЩИЙ: — Какие вы могли бы дать прогнозы по дальнейшему развитию лизинга? Прежде всего, будет ли лизинговая форма приобретения подвижного состава, оборудования преобладать над прямыми закупками? Какие вы видите здесь перспективы?

А. Б. МОИСЕЕВ: — Я уверен, что лизинговые услуги будут развиваться и дальше. Причем что касается подвижного состава, произойдет разделение финансового лизинга и оперативного. Те компании, которые используют подвижной состав в своей основной деятельности, будут покупать его в собственность, применяя финансовый лизинг. А те, которые используют подвижной состав как непрофильный актив, будут пользоваться услугами операционного лизинга.

Д. О. ЕРЕМЕЕВ: — Основная наша задача в ближайшее время — привлекать как можно более дешевые и длинные деньги. И я соглашусь с тем, что операционный лизинг в скором будущем будет доминировать. Почему? Потому что для лизинговых компаний в данном случае это будет профильный актив, а профильный бизнес более понятен и привлекателен для инвесторов. В любом случае лизинг будет захватывать все большую долю рынка. Благодаря тому что лизинговые компании могут привлечь достаточно недорогой ресурс, они смогут конкурировать с кредитными организациями. Еще раз вернусь к тому, что в ближайшее время нас ждет консолидация лизинговых компаний. Более того, я не исключаю, что в следующие несколько лет на нашем рынке появятся серьезные западные игроки с достаточно дешевыми и длинными деньгами.

ВЕДУЩИЙ: — А что вы посоветовали бы тем, кто только начинает свой бизнес, делает первые шаги на пути приобретения подвижного состава: потратить усилия на то, чтобы досконально изучить лизинг, или лучше найти надежного партнера?

А. Б. МОИСЕЕВ: — Действительно, можно потратить очень много времени, изучая тот или иной финансовый инструмент. Проще обратиться к профессионалам для того, чтобы они показали, как это работает, на каких условиях и какую отдачу при этом получит компания. Я думаю, что каждый должен заниматься своим делом.

Д. О. ЕРЕМЕЕВ: — Полностью соглашусь, потому что начинающим бизнесменам лучше досконально изучить тот бизнес, которым они занимаются. Только тогда они смогут убедить и банки, и лизинговые компании в том, что они — надежные заемщики.

Подготовила ОЛЬГА ГОРБУНОВА
Деловой журнал РЖД-партнер
№ 21 (121) ноябрь 2007