Пресса о нас

ТрансФин-М: 2013 год стал для нас годом роста капитализации и развития компетенций

04.04.2014   

Интервью с генеральным директором ОАО «Трансфин-М» Дмитрием Анатольевичем Зотовым

«ТрансФин-М» – одна из наиболее специализированных на российском рынке лизинга: доля лизинга ж/д техники занимает порядка 95% (по данным Эксперт РА) как портфеля компании, так и нового бизнеса (по итогам 2013 г.). В чем видите преимущества узкой специализации?

На сегодняшний день лизинговый портфель «ТрансФин-М» действительно сформирован преимущественно в железнодорожной отрасли. Железнодорожная отрасль отличается четкими и понятными критериями прогнозирования как рынка, так и стоимости актива. Срок эксплуатации вагонов составляет порядка 30 лет, на протяжении всего этого срока и мы, и лизингополучатель имеем возможность спрогнозировать доходы и расходы, полученные при эксплуатации вагона, рыночную стоимость в момент закрытия лизинговой сделки. Все это делает подвижной состав прозрачным и выгодным сегментом для инвестиций.

Узкая фокусировка дает возможность развить отраслевые компетенции, глубоко изучить рынок и актив. Благодаря этому, а также партнерским взаимоотношениям с основными игроками отрасли мы получили возможность для перехода к следующему этапу развития продукта - оперативному лизингу. На базе совместных предприятий с ведущими компаниями сегмента: Rail Garant, «Трансмашхолдингом», Новокузнецким вагоностроительным заводом, Армавирским заводом тяжелого машиностроения, Евразийским трубопроводным консорциумом нами созданы и функционируют 6 компаний: «ТФМ Гарант», «ТФМ Логистик», «ТМХС Лизинг», «АМ-Транс2», «ТФМ-Транссервис». Приобретена доля в компании «КЛК-Ч».

Могу с уверенностью сказать, что сегодня мы - одна из наиболее сильных и компетентных компаний в отрасли лизинга для железнодорожной отрасли.

Будете ли диверсифицировать портфель в ближайшем будущем?

Наряду с работой в традиционном для нас сегменте в 2013 году мы взяли курс на диверсификацию бизнеса. В качестве приоритетных сегментов нами выделены воздушные суда, недвижимость, специальная техника и водные суда. Сегмент авиации по уровню прогнозирования и прозрачности рынка даже превосходит сегмент подвижного состава. Нами уже создана инфраструктура для международного лизинга, проведены переговоры с ведущими авиакомпаниями, а также с авиапроизводителями. Реализованы проекты по лизингу двигателей и авиационного оборудования с АК «Трансаэро». В этом году планируем значительно расширить наше присутствие в сегменте.

Отдельно прорабатываем стратегию развития лизинга недвижимости и специальной техники, ведем переговоры с потенциальными клиентами по передаче в лизинг морских судов.

Насколько актуален для «ТрансФин-М» вопрос развития филиальной сети?

Открывать филиалы по всей стране мы пока не торопимся. Филиал в регионе, как правило, достигает точки окупаемости через 1,5-2 года, поэтому развитие розничных продаж традиционно ухудшает показатель cost/income бизнеса. При нынешней модели бизнеса наша эффективность по этому показателю – 16%, что является одним из лучших показателей в отрасли, именно это сегодня наиболее важно для наших акционеров. Могу добавить, что нами прорабатываются альтернативные варианты развития региональных продаж, возможно, на базе партнерских точек продаж.

Велика ли доля независимых операторов подвижного состава в новом бизнесе Вашей компании?

По итогам 2013 года новый бизнес «ТрансФин-М» можно условно разделить на три части: рыночные игроки, наши совместные предприятия, дочерние компании ОАО «РЖД». В объемном соотношении эти сегменты приблизительно равны.

На каких условиях можно приобрести подвижной состав в лизинг у «ТрансФин-М»? Каковы основные требования к лизингополучателям?

При структурировании лизинговой сделки мы к каждому клиенту подходим индивидуально. Однако можно выделить базовые условия: аванс от 10%, срок лизинга 10-15 лет – в последнее время наметилась тенденция к удлинению сроков сделок. Выкупная стоимость по окончанию сделки составляет от 10 до 30% от цены вагона. Стоимость финансирования определяется в зависимости от кредитного рейтинга самого клиента.

Как я упоминал выше, новый бизнес в железнодорожной отрасли разделен приблизительно на три основных направления. Эти три типа клиентов для нас наиболее прозрачны и понятны. РЖД и ДЗО обладают максимальным рейтингом надежности, в совместных предприятиях мы имеем контроль, а компетенции партнеров позволяют обеспечивать эффективность работы. Если говорить о рыночных клиентах, мы ориентируемся на ТОП-20 в рейтинге операторов – компаний, занимающих наиболее устойчивое положение на рынке.

Зависят ли условия лизинга от вида вагонов (например, цистерна, полувагон)? Какие вагоны сейчас наиболее популярны у Ваших клиентов?

Тип вагона может влиять на размер выкупной стоимости: чем выше срок службы вагона, тем больше может быть выкупная стоимость. По наименее ликвидным типам вагонов может быть чуть выше аванс. Кроме того, от типа вагона зависит межремонтный пробег, а, следовательно, данное условие влияет на структуру графика платежей.

Наибольшим спросом среди клиентов пользуются полувагоны, цистерны и платформы. В свете принятых 20 января 2014 года Правительством РФ мер поддержки лизинговых компаний, заключающих сделки лизинга на поставку инновационных вагонов и дающих соответствующую скидку лизингополучателям, в 2014 году мы прогнозируем рост популярности данного типа вагонов.

В рамках поддержки предусматриваются два варианта субсидии:

- компенсация процентной ставки в размере 90% от ставки рефинансирования ЦБ РФ за первый год договора лизинга. На текущий момент ставка рефинансирования равна 8,25% годовых. Сумма субсидии при цене вагона 2,0 млн руб. без НДС составит порядка 150 тысяч рублей.

- субсидия в размере 130 тысяч рублей при подтверждении передачи лизингополучателем старых вагонов в утилизацию.

Компанией «ТрансФин-М» уже принято решение о приобретении 1 600 инновационных вагонов, производство которых начато Новокузнецким вагоностроительным заводом в декабре 2013 года.

Сделки по слиянию-поглощению не редки на рынке лизинга. Не собираетесь ли вы кого-либо приобрести или создать альянс с кем-либо?

В текущем году мы планируем продолжить работу по созданию совместных предприятий, при этом в наших планах создание компаний не только в ж/д отрасли. Мы рассматриваем возможность партнерства с автопроизводителями, а также создание СП с авиакомпаниями и судовладельцами. В мировом опыте создание СП является одним из наиболее эффективных и наименее рискованных способов выхода в новые сегменты рынка.

Как оцениваете свои финансовые итоги 2013 года?

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в железнодорожной отрасли и в экономике страны в целом, «ТрансФин-М» сумела значительно увеличить объемы и доходность операций. При сохранении объема рынка лизинга в РФ в 2013 году на уровне 2012-го объем нового бизнеса «ТрансФин-М» по итогам 2013 года вырос на 63% и составил 123,7 млрд. рублей, лизинговый портфель вырос на 60%.

В 2013 году мы продемонстрировали значительный рост основных финансовых показателей и эффективности. Чистая прибыль по МСФО по сравнению с 2012 годом выросла в 3,5 раза и составила 1,935 млрд рублей, чистый процентный доход вырос на 72% по сравнению с 2012 годом и составил 1,620 млрд рублей. В 2013 году появилась новая значительная статья доходов: непроцентные доходы, в том числе доход от операционной аренды 2,776 млрд рублей. Активы по итогам 2013 года выросли в два раза и составили 74,491 млрд рублей.

2013 год стал для нас годом роста капитализации. Размер собственных средств «ТрансФин-М» с учетом накопленной прибыли по итогам года достиг 6,5 млрд рублей. Рентабельность собственного капитала (ROE) находится на уровне 36%.

С моей точки зрения нами сегодня созданы все условия для прибыльного роста бизнеса в будущем.

Какие планы по развитию компании Вы можете озвучить?

В первом полугодии наиболее важным событием для нас должно стать увеличение уставного капитала, запланированное на апрель текущего года. Это повысит финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность «ТрансФин-М» и позволит нам продолжить динамичное развитие. В перспективе трех лет мы планируем диверсификацию нового бизнеса и портфеля в новые отрасли. В 2014 году доля лизинга для ж/д отрасли в структуре нового бизнеса должна снизиться до 60% на фоне увеличения продаж в других сегментах. В сфере железнодорожного лизинга мы по-прежнему будем концентрироваться на работе с наиболее устойчивыми игроками отрасли и развитии бизнеса на базе совместных предприятий.

 
 
РБК