Пресса о нас

Лизинг делает ставку на отечественные вагоны

17.04.2014   

Сегодня в парке ОАО «ТрансФин-М» насчитываются десятки тысяч грузовых вагонов разных модификаций. О перспективах обновления парка и заинтересованности одной из крупнейших лизинговых компаний страны в сотрудничестве с вагоностроительными предприятиями корреспондент ИА «РЖД-Партнер.ру» побеседовал с генеральным директором компании Дмитрием Зотовым.

– Дмитрий Анатольевич, сколько вагонов находится сегодня в управлении вашей компании? Что это за подвижной состав? С кем из производителей вы сотрудничаете?

– Парк ОАО «ТрансФин-М» сегодня насчитывает более 40 тыс. грузовых вагонов. В основном это полувагоны и цистерны различных модификаций. Сегодня мы активно сотрудничаем с Новокузнецким вагоностроительным заводом, "Уралвагонзаводом", "Алтайвагоном", "Рузхиммашем", Новозыбковским машиностроительным заводом. У нас тесные партнерские взаимоотношения с российскими вагоностроителями, с НКВЗ мы даже участвуем в совместном предприятии по оперированию, благодаря этому есть возможность приобретать подвижной состав на выгодных условиях. При этом в структуре парка доминируют вагоны отечественного производства, доля подвижного состава украинского производства составляет менее 10%.

– Часто для лизинговых компаний ситуация обратная. В том смысле, что доля парка украинского производства как раз была более массовой. У вас так получилось случайно или это была принципиальная политика?

– Могу сказать, что, в последние два года мы осознанно покупали продукцию преимущественно отечественного производства. Во-первых, в свете периодических сходов вагонов с путей, претензий к качеству украинского литья и запретов на их эксплуатацию российский подвижной состав выглядит активом более защищенным от всякого рода рисков. Мы обращались к вагонам украинского производства только в ситуации, когда аналогичный вариант невозможно было купить в России, но это единичные случаи.

Во-вторых, мы принципиально настроены на то, чтобы поддерживать именно отечественного производителя и в этом году будем покупать исключительно российские вагоны. Более того, в свете политических высказываний акционеров Кременчугского сталелитейного завода мы планируем отказаться и от покупки подвижного состава с литьем данного производителя. К тому же в последнее время было действительно много обоснованных претензий к качеству его продукции. Мы не навязываем свою позицию клиенту, поскольку по закону о лизинге именно он определяет поставщика, однако можем просто отказаться от этой сделки.

– А какую российскую продукцию предпочитает сегодня ваша компания?

– Поскольку мы активно развиваем новые для себя рынки, а конкретнее – совместные с вагоностроителями операторские компании, то, если говорить о наших собственных планах по финансированию парка совместных предприятий, сегодня мы наиболее заинтересованы в покупке инновационных вагонов, приобретение которых поддерживается как субсидированием со стороны государства, так и льготной тарификацией.

– Вы можете поделиться прогнозами о перспективах экспорта продукции украинских заводов в РФ?

– Думаю, что в ближайшем будущем по политическим соображениям закупки украинских вагонов будут минимальны или стремиться к нулю. В ситуации профицита парка отсутствие на российском рынке украинских вагонов способно оказать позитивное влияние на отечественного производителя и дать ему возможность загрузить собственное производство. Очевидно, что украинское вагоностроение в этой ситуации ждет кризис, ведь порядка 80% выпущенной продукции традиционно поставлялось в Россию. Уже в I квартале этого года объем производства украинских заводов упал на 80%, объем экспорта из Украины в Россию – на 85%.

– Сможет ли промышленность РФ полностью обеспечить потребности транспортного рынка во всей номенклатуре грузовых вагонов?

– По нашим оценкам, российские производители в настоящее время в состоянии полностью обеспечить спрос на вагоны. Если до недавнего времени Кременчугский завод был монополистом по производству литья, порядка 40% литья поставлялось на российский рынок, то за последние два года отечественные заводы расширили собственные производственные мощности. В свете отказа от украинской продукции прогнозная загрузка российских заводов может быть на уровне 50% от их производственных мощностей.

РЖД-партнер