logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Апрель - май 2021

05 июня 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

Рост показателей работы Ж/Д в апреле продолжился
В апреле показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 107,8 млн т, что на +6,9% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Грузооборот составил 225,2 млрд т-км, что является новым рекордом для данного месяца и на +8,0 % выше уровня апреля 2020 г.
В апреле выросли перевозки всех ключевых грузов за исключением зерна (-25,0%). Рост перевозок угля составил +13,0% к апрелю прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +5,3%, строительных грузов - +0,9%, железной руды - +6,3%, черных металлов - +9,3%, лесных грузов - +2,7%, удобрений - +8,2%, цемента - +27,8%.

Уголь: перевозки растут на всех направлениях
Погрузка угля в апреле выросла на +13,0% к апрелю прошлого года и составила 31,2 млн т. Всего с начала года было погружено 123,3 млн т (+7,3% к аналогичному периоду прошлого года).
В апреле экспортные перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года на +10%. Основное увеличение поставок произошло в Китай (+1,2 млн т к апрелю 2020 г.), Турцию (+800 тыс. т) и Индию (+450 тыс. т).
В апреле Китай потребил 623 ТВт*ч, что на +11% выше уровня аналогичного периода прошлого года и на +11,3% выше уровня апреля 2019 г. При этом добыча угля в Китае снизилась в апреле на -1,8% (320 млн т) к апрелю 2020 г., несмотря на неоднократные призывы главного агентства экономического планирования страны NDRC увеличить добычу в преддверии высокого спроса летних месяцев.
Рост спроса со стороны Турции обусловлен увеличением выплавки металлургических предприятий в стране. За четыре месяца в стране было выплавлено 13,1 млн т стали, что на +16,9% больше, чем в тот же период в 2020 г. В апреле турецкие металлурги произвели около 3,3 млн т стали, что на +46,6% больше, чем годом ранее.
Эксперты прогнозируют, что спрос на уголь в Индии будет на высоком уровне в долгосрочной перспективе. Хотя в стране месторождения угля весьма богаты, почти все имеющиеся запасы имеют очень низкое качество. В то же время в Индии инфраструктура для использования СПГ развита очень слабо: свободные мощности шести существующих терминалов в прошлом году составили 15 млн т топлива в год, а чтобы заменить хотя бы половину угля в стране на СПГ, ей надо ежегодно импортировать порядка 175 млн т. Для этого потребуется построить порядка 35 новых СПГ-терминалов.

Нефть и нефтепродукты: погрузка выросла за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в апреле выросла к уровню прошлого года на +5,3% и составила 18,0 млн т. Всего с начала года было погружено 72,2 млн т (-4,7% к аналогичному периоду прошлого года).
"Газпром нефть" и РЖД упростят перевозки нефти – компании подписали меморандум о совместном развитии инновационных цифровых технологий для грузовых перевозок до 2024 года. РЖД ежегодно перевозят около 20 млн т грузов "Газпром нефти". При этом в текущем году "Газпром нефть" планирует увеличить объем поставок нефти на свои нефтеперерабатывающие заводы на +5,4% - с 37 млн т в 2020 году до 39 млн т.
В середине мая председатель правительства России Михаил Мишустин заявил, что кабмин рассмотрит проект генеральной схемы развития нефтяной отрасли на ближайшие 15 лет. По его словам, основные задачи - серьезно увеличить долю отечественных технологий, оборудования и программного обеспечения - не менее чем до 80%. Увеличить выпуск качественного бензина, керосина и дизельного топлива на российских НПЗ - не менее 70% уже к 2030 г.
По оценке Валерии Минчичовой, заместителя директора Института финансовой грамотности Финансового университета при правительстве РФ, в конкуренции между трубопроводным и железнодорожным транспортом невозможно исключить никакой из них из системы транспортировки энергоресурсов и нефти. С учетом масштаба страны и диверсификации покупателей российской нефти как внутри страны, так и за рубежом продавцам нефти следует пользоваться услугами всех поставщиков транспортных услуг.

Строительные грузы и цемент: рост строительной активности сохраняется
Погрузка строительных грузов в апреле выросла к аналогичному периоду прошлого года на +0,9% и составила 10,8 млн т. Погрузка цемента в апреле выросла на +27,8% и составила 2,3 млн т. Всего с начала года было погружено 37 млн т строительных грузов (6,4% к аналогичному периоду прошлого года) и 6,8 млн т цемента (+5,3%).
В 2021 г. планируется ввести около 85 млн м2 жилья. За январь-апрель текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос уже на +28% (23,8 млн м2). Эксперты отмечают, что рост связан не только с эффектом низкой базы, но и реальным восстановлением темпов строительства. Так, в январе-апреле докризисного 2019 г. ввод составил около 19,6 млн м2.
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, основным драйвером отрасли может стать комплексное развитие территорий – этот механизм предполагает возможность полного сноса «депрессивных» кварталов для их застройки новым жильем. По оценкам Минстроя, градостроительный потенциал на возможных территориях комплексного развития (речь идет об участках площадью более 20 тыс. га) оценивается сейчас в более чем 700 млн м2.
В конце мая стало известно, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минфину предоставить Минтрансу 100 млрд рублей из резервного фонда на дорожное строительство. Средства должны быть предоставлены до 10 июня. Более того, Минтранс, Минфин и Минэкономразвития также до 10 июня должны сформировать перечень проектов, которые будут профинансированы.
По оценке экспертов Союзцемента, рост рынка цемента в 2021 г. может составить +5% и более к уровню 2020 года. В апреле рост объема потребления может составить около +17% выше уровня прошлого года.

Черные металлы: погрузка растет вследствие высокого спроса на мировом рынке
Погрузка черных металлов в апреле выросла на +9,3% и составила 5,9 млн т. Всего с начала года было погружено 22,9 млн т (-2,5% к аналогичному периоду прошлого года).
В апреле снизились перевозки на внутренних направлениях (-9%), тогда как на экспортных направлениях погрузка выросла на +15%. При этом больше всего экспортные поставки выросли в Турцию (+30%), Казахстан (в 1,5 раза) и в Мексику (+16%).
По данным Wordsteel, в апреле российские металлурги выплавили 6,5 млн т стали - на +15% больше, чем за апрель прошлого года.
На фоне рекордно высоких цен на сталь отечественные производители осторожно планируют увеличение выпуска продукции в текущем году. Так, Северсталь в 2021 г. увеличит выпуск стали на +2,6%, до 11,6 млн т. Гендиректор НЛМК Григорий Федоришин говорил о планах увеличения выпуска стали на 2 млн т до 17,7 млн т. ММК планирует нарастить в 2021 году объемы производства до среднего показателя — 3 млн т ежеквартально.
По состоянию на конец апреля 2021 года заключено 512 прямых контрактов с застройщиками на поставку металла в объеме 838 тыс. т. Кроме того, российскими металлургическими компаниями уже ведутся переговоры на поставку металлопродукции под крупные инфраструктурные государственные проекты (строительство трассы М-12 "Москва-Нижний Новгород-Казань", БАМ-2 и Транссиба). Из-за резкого роста цен российские металлургические компании предлагают заключить специальные формульные договоры с застройщиками, предоставляя существенные скидки относительно рыночных цен на весь срок реализации строительных госпроектов.

Руда: рост погрузки на фоне высокого спроса со стороны отечественных предприятий
Погрузка руды в апреле выросла на +6,3% и составила 10,2 млн т. Всего с начала года было погружено 38,9 млн т (-1,1% к аналогичному периоду прошлого года).
В апреле экспортные перевозки сократились на -10 %, тогда как внутренние перевозки выросли на +10 %. Больше всего в апреле поставки снизились в Китай (-50%), Венгрию (практически прекратились) и Италию (- 20%).
Причина переориентации перевозок – в высоких ценах на сталь, что делает более привлекательными поставки на мировой рынок продукции с высокой добавленной стоимостью, а не сырьевой экспорт. В конце мая фьючерсы на железную руду в Азии выросли, но были настроены на третье еженедельное снижение из-за постоянных опасений по поводу возможного контроля над ценами. Недавние заявления Китая о реформах сталелитейных мощностей вызвали опасения по поводу ограниченных перспектив поставок, что привело к росту цен до рекордных максимумов в начале этого месяца.

Лесные грузы: погрузка растет
Погрузка лесных грузов в апреле выросла к уровню апреля предыдущего года на +2,7% и составила 3,8 млн т. Всего с начала года было погружено 14,3 млн т (+1,8% к аналогичному периоду прошлого года).
В апреле перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение экспорта произошло в Узбекистан (в 2,5 раза) и Казахстан (в 2 раза).
В мае премьер Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому с 1 июля в России будут введены новые пошлины на вывоз древесины. Пошлина на экспорт хвойных пород и дуба составит 10%, но не менее 13 и 15 €/м3 соответственно. Ранее эти породы не облагались пошлиной. Ставка пошлины на экспорт бука и ясеня составит 10 %, но не менее 50 €/м3. Ранее плата составляла 10 и 12 €/м3соответственно. Пошлины будут действовать до конца года. Такая мера позволит ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов, сдержать рост цен на нее и стимулировать компании производить товары с высокой добавленной стоимостью.

Зерно и продукты перемола: падение экспорта
Погрузка зерна в апреле сократилась к уровню апреля прошлого года на -25,0% и составила 1,8 млн т. Всего с начала года было погружено 9,3 млн т (+15,1% к аналогичному периоду прошлого года).
В апреле экспортные перевозки сократились на -42 %, а внутренние перевозки выросли на +3,5%.
По мнению директора департамента стратегического маркетинга аналитического центра "Русагротранс", в мае этого года экспорт пшеницы (вне ЕАЭС) снизится до минимального с начала сезона (с 1 июля 2020 года) месячного значения - около 350 тыс. т против 800 тыс. т в апреле. Тем не менее, уровень экспорта в целом (с июля по май) останется самым высоким после рекордного 2017/2018 сельхозгода - 35,2 млн т, что на +7 % выше, чем в прошлом сельхозгоду (32,9 млн т).
В июне экспорт может увеличиться до самого высокого показателя за последние три года - до 1-1,3 млн т. Стимулом для этого станет введение со 2 июня плавающей пошлины на экспорт зерна, в том числе и пшеницы, которая, как прогнозирует эксперт, будет более чем в два раза ниже той, что действует в настоящее время.
Министерство сельского хозяйства РФ в мае в ходе сессии Союза экспортёров зерна представило прогнозы урожая зерновых культур в 2021 г. Согласно данным ведомства, урожай в текущем году составит 127,4 млн т, что почти на -5 % ниже прошлого года, но является третьим по величине рекордом за историю РФ.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в апреле составила 5,2 млн т (+8,3% к апрелю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 21,8 млн т (+6,0% к аналогичному периоду прошлого года).
В апреле экспорт вырос на +11,4%, преимущественно за счет увеличения поставок в Бразилию (+600 тыс. т).
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, производители минеральных удобрений обеспечили 95% потребности предприятий агропромышленного комплекса в удобрениях на весенний полевой сезон, поставив на внутренний рынок более 3 млн т в действующем веществе (д.в.). Объем потребления аграриями удобрений ежегодно растет в среднем в последние 10 лет — от 10 до 15%. По информации Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), за последние 5 лет потребление минеральных удобрений выросло в полтора раза. По данным Минсельхоза, с начала года аграрии увеличили закупки минеральных удобрений на 20%.
Компания "ФосАгро" запланировала в 2021 г. дополнительно выпустить 250 тыс. т удобрений. По оценке экспертов, во 2 квартале текущего года цены на удобрения демонстрируют устойчивость после завершения основных сезонных закупок в Северном полушарии. Наблюдается незначительная коррекция цен на удобрения после завершения сезонных закупок в США и Европе. Внимание сейчас обращено на Индию и Бразилию. Сложная эпидемиологическая ситуация в Индии предполагает перебои в производстве, что должно оказать поддержку импорту удобрений для обеспечения нормального уровня урожайности в сезон дождей. Рост посевных площадей в Бразилии также поддерживает ожидания сильных продаж, в то время как Китай активно наращивает импорт сельхозпродукции.

СТАВКИ АРЕНДЫ СТАБИЛЬНЫ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в мае осталась на апрельском уровне - около 700-800 руб./сутки.
Активный парк вырос с 518 до 520 тыс. ед., сезонный рост наблюдается по парку, задействованному для перевозок стройматериалов, тогда как парк для перевозок угля снизился. В результате уровень профицита парка полувагонов сократился с 24,6 до 21,6 тыс. ед. и составил 3,7% от списочного парка полувагонов на сети РЖД.
В апреле 2021 г. эффективность выросла относительно марта 2021 г. на +0,6%, что соответствует сезонной динамике. Отставание от 2020 года составляет -4,4%, а относительно уровня 2019 г. -1,8%
Таким образом, стабилизация активного парка полувагонов происходит на фоне относительно стабильной эффективности его работы, что и обуславливает стагнацию ставок в апреле.
В апреле 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 5,6 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +55%, но ниже уровня марта на -13%.

Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Апрель - май 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок