logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Август - сентябрь 2021

01 октября 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

ПОКАЗАТЕЛИ Ж/Д ПЕРЕВОЗОК ПО-ПРЕЖНЕМУ РАСТУТ
В августе показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 109,0 млн т, что на +0,9 % выше уровня августа 2020 г. Грузооборот составил 220,9 млрд т км, что на +1,9 % выше уровня августа 2020 г.
В августе выросли перевозки всех ключевых грузов, перевозимых по железной дороге, за исключением строительных грузов (-6,2 %) и зерна (-28,6 %). Рост перевозок угля составил +1,7 % к августу прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +7,1 %, железной руды - +1,0 %, лесных грузов - +2,9 %, удобрений - +1,9% и цемента - +3,7 %.
Рост грузоперевозок и доходов ОАО РЖД от них заметно превысил плановый уровень. Погрузка по итогам 2021 года сейчас ожидается на уровне 1 285 млн т, что на +1,6% выше более раннего прогноза.

Уголь: погрузка продолжила рост
Погрузка угля в августе выросла на +1,7 % к августу прошлого года и составила 30,6 млн т. Всего с начала года было погружено 246,1 млн т (+8,8 % к аналогичному периоду прошлого года).
В августе перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение поставок произошло в Индию (+725 тыс. т к августу 2020 г.), Турцию (+400 тыс. т) и на Украину (+250 тыс. т).
По словам индийского посла в России Венкатеш Вармы, экономика Индии в ближайшие годы должна расти в объемах до +10 % в год, а потребление энергоресурсов при этом увеличится в 2 раза. Таким образом, по его словам, для российских компаний открываются большие перспективы для участия в формировании энергобезопасности Индии.
Турецкий спрос на уголь растет по нескольким причинам. Во-первых, в Турции по-прежнему растет выплавка стали – в августе прирост к аналогичному периоду прошлого года составил +7,1 %. За 8 месяцев 2021 г. выплавка в стране выросла на +16,7 % к янв.-авг. 2021 г. Во-вторых, мощности турецких электростанций, работающих на импортном угле, составляют 8,9 ГВт. При этом большая их часть была запущена после 2010 г. и находится на раннем этапе своего жизненного цикла. Вдобавок, еще одна электростанция, работающая на импортном угле, Hunutlu мощностью 1,3 ГВт должна начать работу в конце этого года.
В январе-июле 2021 г. объем украинского угольного импорта увеличился до 11,7 млн т (+1,4 млн т или +14 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). При этом 8,3 млн т или 71 % всех импортных поставок материала пришлось на российских экспортеров. В середине июня Министерство энергетики Украины призвало местные угольные электростанции увеличить объемы импорта угля, чтобы нарастить запасы угля на терминалах до 3,0 млн т угля в преддверии начала отопительного сезона. В начале августа запасы угля на Украине составляли всего 0,89 млн т. В результате аномальной жары на Украине этим летом местные генерирующие компании увеличили объемы сжигания угля, что привело к сокращению запасов топлива в стране.

Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в августе выросла к уровню прошлого года на +7,1 % и составила 18,1 млн т. Всего с начала года было погружено 142,5 млн т (+1,6 % к аналогичному периоду прошлого года). Рост к предыдущему году обусловлен эффектом низкой базы – погрузка по-прежнему отстает от уровня 2019 г.
В августе экспортные перевозки выросли на +12 %. Основное увеличение отправок произошло в Китай и Италию – поставки в августе выросли в каждую из этих стран на +300 тыс. т к аналогичному периоду прошлого года.
По словам эксперта РАНХиГС, несмотря на пандемию коронавируса в 2020 г. и снижение мирового спроса на нефть на -10 % от уровня 2019 года, в Китае произошел прирост добычи нефти на +3 %, а импорта — на +6 %. Китай, являясь крупнейшим импортером энергоносителей, отличается стабильностью объемов импорта российской нефти. В 2021 г. также не наблюдается снижения поставок российской нефти в Китай, что подтверждает исполнение договоренностей в рамках заключенных долгосрочных контрактов. В ближайшие годы в Китае планируется ввод новых нефтеперерабатывающих мощностей, поэтому можно утверждать, что спрос на углеводороды будет расти.
По данным ИПЕМ, в августе 2021 года продолжила увеличиваться добыча нефти: +5,6 % до 44,1 млн т, экспорт нефти также увеличился на +4,4 % (17,6 млн т). Текущие договорённости в рамках сделки ОПЕК+ предусматривают дальнейшее ежемесячное увеличение совокупной квоты на 400 тыс. барр. в сутки, что позволит России и дальше наращивать добычу.

Строительные грузы и цемент: строительная отрасль продолжает восстановление
Погрузка строительных грузов в августе снизилась к аналогичному периоду прошлого года на -6,2 % и составила 12,2 млн т. Погрузка цемента в августе выросла на +3,7 % и составила 2,8 млн т. Всего с начала года было погружено 85,8 млн т строительных грузов (-3,5 % к аналогичному периоду прошлого года) и 17,9 млн т цемента (+7,2 %).
Объем ввода жилья в России за январь — август 2021 г. составил 52 млн м2, что на +31 % больше, чем за аналогичный период 2020 г., свидетельствуют данные Росстата. Ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщал, что правительство РФ усиленно работает над тем, чтобы положительная динамика жилищного строительства в стране сохранилась, а итоговый показатель 2021 года составил 85,5 млн м2.
Аналитики ассоциации «Союзцемент» подготовили обзор цементного рынка России за прошедшее полугодие. По их данным, потребление цемента превысило его производство. Объем производства цемента вырос почти на +4 % до 26 млн т. Объем потребления — более чем на +5 % до 26,3 млн т. Объем рынка увеличился почти на +11 % до 134,8 млрд руб.

Черные металлы: экспортный грузопоток продолжил расти
Погрузка черных металлов в августе осталась на уровне прошлого года и составила 5,3 млн т. Всего с начала года было погружено 45,3 млн т (+2,0 % к аналогичному периоду прошлого года).
В августе экспортный грузопоток продолжил расти – поставки выросли в США, Вьетнам и Египет. Согласно данным Росстата, в августе 2021 года металлургическое производство года выросло в годовом исчислении на +0,4 %, к июлю - на +0,1 %. За 8 месяцев показатели улучшились по сравнению с январём-августом 2020 г. на +0,2 %.
По оценке ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в августе 2021 года сократился на -4,9 % (-2,6% за период январь – август 2021 г.), экспортные поставки выросли на +4,9 % (+5,1 %) несмотря на летнее повышение экспортных пошлин.
В начале августа президент России Владимир Путин заявил, что налог на добычу полезных ископаемых в сфере металлургической промышленности будет повышен с 2022 г. Ассоциация "Русская сталь" (объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России) сможет оценить последствия роста НДПИ для отрасли только после ознакомления с текстом соответствующего проекта, но надеется на предварительное обсуждение деталей с правительством РФ.

Руда: рост погрузки за счет увеличения экспорта
Погрузка руды в августе выросла на +1,0 % и составила 10,5 млн т. Всего с начала года было погружено 80,5 млн т (+0,5 % к аналогичному периоду прошлого года). В августе экспортные перевозки выросли на +2,1 %, тогда как внутренние перевозки остались на уровне прошлого года.
Однако аналитики Bloomberg предупреждают, что сталелитейный сектор Китая столкнется с длительными проблемами. Ограничения выплавки стали, наряду с ограничениями в сфере собственности и опасениями по поводу нехватки электроэнергии, снизили спрос на железную руду в Китае. Вдобавок, сейчас возникли и дополнительные факторы, негативно влияющие на спрос на ЖРС в Китае. Автомобильная промышленность КНР, формирующая более 20 % внутреннего спроса на стальную продукцию, начала замедлять свое производство. Снижение продаж недвижимости уже наблюдается в мегаполисах Китая (Пекин, Гуанчжоу, Гонконг и др.). Такая тенденция указывает на риски будущего сокращения объемов строительства в стране, а соответственно и потребления стали.

Лесные грузы: погрузка растет на всех направлениях
Погрузка лесных грузов в августе выросла к уровню августа предыдущего года на +2,9 % и составила 3,5 млн т. Всего с начала года было погружено 28,9 млн т (+2,7 % к аналогичному периоду прошлого года). В августе перевозки выросли как на внутренних направлениях, так и на экспортных.
По словам министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова, лесная промышленность уже показывает хорошую динамику роста: так, добавленная стоимость на товары увеличилась на +5,2 %, рост занятости - на +23 %. Рослесинфорг в августе опубликовал рейтинг крупнейших компаний лесопромышленного комплекса России. В первую пятерку вошли холдинги "Илим" и "Сегежа", группа "Титан", а также "Устьянский лесопромышленный комплекс" и "Монди СЛПК".
Дальнейшие планы лидеров предполагают масштабные вложения в глубокую переработку. "Сегежа" направит 6,5 млрд руб. на развитие Лесосибирского ЛДК в Красноярском крае. Там будет создано полностью безотходное производство благодаря строительству тепловой станции на 40 МВт и второго завода мощностью 100 тыс. т пеллет. Еще 11 млрд руб. компания инвестирует в строительство бумагоделательной машины на Сокольском целлюлозно-бумажном комбинате в Вологодской области. Это позволит увеличить мощность производства в четыре раза - с 20 тыс. до 80 тыс. т продукции в год. Результатом проекта станет полная утилизация мощностей по варке целлюлозы.
В 2022 г. группа "Илим", по информации ее официального сайта, введет в эксплуатацию новый целлюлозно-картонный комбинат в городе Усть-Илимске Иркутской области. Его мощность составит 600 тыс. т тарного картона в год. К этому стоит добавить, что в прошлом году группа выполнила инвестиционную программу объемом 39 млрд руб.
По данным правительства Кемеровской области, в реестр инвестиционных проектов региона планируется включить заявку компании "Запсибруда". Она намерена построить в Таштаголе деревообрабатывающее предприятие стоимостью 665 млн руб. Там будут выпускать пиломатериалы, клееные и погонажные изделия, древесноугольные брикеты и пихтовое масло.
На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме стало известно, что в 2021 г. компания "Евразлес" приступит к строительству крупного деревообрабатывающего предприятия в Сахалинской области. Современное лесопильное производство будет выпускать до 400 тыс. м3 бруса и доски в год. Кроме того, планируется производить CLT-панели и плиты OSB. Отходы же пойдут на изготовление древесно-полимерных композитов, древесного угля, топливных гранул и так далее. Объем инвестиций превысит 19 млрд руб.

Зерно и продукты перемола: снижение погрузки на всех направлениях
Погрузка зерна в августе снизилась к уровню августа прошлого года на -28,6 % и составила 2,0 млн т. Всего с начала года было погружено 15,6 млн т (+2,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
В августе перевозки снизились как на экспортных, так и на внутренних направлениях. По данным ФТС, с начала нового сезона по 23 сентября экспорт зерна из России составил 9,2 млн т, что на -25 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 8 млн т пришлось на пшеницу, что на -22 % ниже прошлогоднего, вывоз ячменя составил 1,1 млн т — на +38 % больше, кукурузы — около 0,08 млн т (-68 %). Главными покупателями российского зерна за два месяца текущего сельхозгода стали Турция — 2,51 млн т, Иран — 1,79 млн т и Египет — 980 тыс. т. Экспорт пшеницы в Иран за первые неполные три месяца сельхозгода превысил объем поставок за весь прошлый сельхозгод. С 1 июля по 27 сентября в эту страну было отправлено 2,44 млн т пшеницы, за весь прошлый сельхозгод — 1,38 млн т.
Прогноз по экспорту пшеницы в сентябре — 5 млн т, из которых 4,4 млн т составляет пшеница. Пошлина на экспорт этой агрокультуры из России с 24 сентября снова увеличится с 50,9 $/т до 53,5 $/т, на ячмень — с 31 $/т до 35,3 $/т, на кукурузу — снизится с 47,8 $/т до 46,3 $/т.
Руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский в ходе конференции «Агроинвестора» Russian Crop Production — 2021/22 говорил, что урожай зерна в этом году будет ниже, чем в прошлом и составит 118,6 млн т, из которых 74,7 млн т придется на пшеницу. По его словам, на фоне снижения урожая темпы экспорта агрокультуры ниже, чем в сезоне-2020/21.

Химические и минеральные удобрения: рост перевозок на всех направлениях
Погрузка удобрений в августе выросла к уровню прошлого года на +1,9 % и составила 5,3 млн т, установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала года было погружено 43,2 млн т (+3,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
В августе поставки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение экспорта произошло в Бразилию – поставки в страну выросли вдвое к аналогичному периоду прошлого года.
По мнению экспертов, устойчивый спрос и ограниченное предложение вызвали сильный рост цен на удобрения. На фоне высоких цен на минеральные удобрения (с начала года DAP/MAP вырос на +60−65 %, с 390 до 640 $/т) компании, крупнейшие российские производители улучшили свое положение на рынке. Ожидается стабильный рост спроса в США (+7−10 % г/г.) и Бразилии (более +10 % г/г.).
Аналитическое агентство Argus считает, что в краткосрочной перспективе продолжится рост цен. В условиях высокого спроса и ограниченного предложения цены будут диктоваться производителями. Цены на газ тоже находятся на высоких уровнях, что, в свою очередь, положительно влияет на цену карбамида, считают аналитики. Между тем, одним из главных рисков падения цен на удобрения остается спрос в Индии: индийские импортеры не готовы покупать удобрения по высоким ценам, а производители удобрений не заинтересованы экспортировать продукцию по заниженным ценам.

СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в сентябре выросли до 950-1 300 руб./сутки. На спотовом рынке прайсы уже достигают 1 400 – 1 600 руб./сутки.
Активный парк вырос с 534 до 539 тыс. ед., драйвером роста впервые выступили перевозки стройматериалов (+5,5 тыс. ед. активного парка) и угля (+3,3 тыс. ед. активного парка).
В результате уровень профицита парка полувагонов сократился до 4,0 тыс. ед. и составил 0,7 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД – минимальный уровень за последние 2 года.
В августе 2021 г. эффективность выросла к июлю на +1,8 %, но остаётся на минимальном уровне за последние 2 года. Несмотря на падение погрузки стройматериалов в августе, активный парк для их перевозки вырос на +5,5 тыс. ед. в ущерб эффективности эксплуатации.
В августе 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 5,3тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +15,2 % и выше уровня предыдущего месяца на +16,7 %.

Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Август - сентябрь 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок