logo

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Декабрь 2020 - январь 2021

10 марта 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

Позитивная динамика погрузки и грузооборота
В декабре 2020 г. погрузка на сети РЖД составила 107 млн т, что на +0,3 % выше уровня декабря прошлого года. При этом грузооборот вырос к декабрю 2019 года на +3,3 % до 226,3 млрд т-км и установил новый рекорд для данного месяца. За 2020 г. грузооборот и погрузка сократились к аналогичному периоду прошлого года на -2,7 % и на -2,2 % соответственно.
В декабре выросли перевозки угля (+6,2 %), удобрений (+8,0 %), зерна (+39,1 %). Снизились перевозки нефти и нефтепродуктов (-11,4 %), строительных грузов (-3,3 %), черных металлов (-7,7 %) и лесных грузов (-2,8 %).
По итогам года снизились перевозки почти всех ключевых грузов: угля (-5,0 %), нефти (10,0 %), железной руды (-0,4 %), черных металлов (-10,0 %), цемента (-4,5 %) и лесных грузов (-3,1 %). Положительную динамику показали строительные грузы (+6,1 %), удобрения (+3,7 %), зерно (+28,7 %).
В 2021 году монополия планирует рост погрузки до 1,26 млрд т, на +1,6% больше факта, но итог будет зависеть от множества факторов, в том числе наличия ограничений, связанных с COVID-19. По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, положительная динамика погрузки в 2021 г. вполне может быть достигнута.

Уголь: рост за счет резкого увеличения экспорта
Погрузка угля в декабре выросла на +6,2 % к декабрю прошлого года и составила 32,5 млн т. За 2020 г. было погружено 353,3 млн т угля, что на -5,0 % ниже уровня 2019-го.
В декабре экспортные перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года на +20 %. При этом выросли поставки в Китай (в 1,5 раза), в Японию (+20 %), на Украину (в 3 раза).
По данным Главного таможенного управления Китая, импорт угля (коксующегося и энергетического) в декабре 2020 г. восстановился после снижения в течение девяти месяцев подряд и составил 39,1 млн т, что почти на 43 % выше показателя ноября 2020 г. (27,4 млн. тонн) и на 7,7 % выше декабря 2019 г. (36,3 млн т). При этом поставки из Австралии в декабре составили всего около 700 тыс. т, тогда как в декабре 2019 г. объем отгрузок составил 9,5 млн т. Всего в 2020 году Китай импортировал почти 304 млн т угля, что на +1,5 % больше по сравнению с 2019 годом.
На 2021 г. прогноз роста ВВП Китая (от +7 % S&P Global до +8,2 % МВФ) учитывает ожидания по восстановлению промышленного производства, включая производство стали и потребление импортируемых железной руды и коксующегося угля. В случае, если торговая война с Австралией не будет, рост поставок в Китай может продолжиться.
По оценкам экспертов, Япония столкнулась с самым тяжелым энергетическим кризисом последнего десятилетия. Причина этого — непривычно низкие температуры. По данным Национального метеорологического агентства, средняя температура воздуха в десяти главных городах страны (Токио, Саппоро, Сендай, Нагоя, Канадзава, Осака, Такамацу, Хиросима, Фукуока и Наха) в первую неделю года опустилась до +4,4 ℃. В декабре этот же показатель составил +7,6 ℃. Перепад погоды вызвал лавинообразный рост потребления электроэнергии почти на +14 %.
На Украине в ходе заседания Национальной комиссии по госрегулированию в сфере энергетики и коммунальных 25 января стало известно, что запасы угля на складах украинских тепловых электростанций сократились до исторического минимума (455 тыс. т), что не дает гарантий для энергобезопасности страны. По словам заместителя министра энергетики РФ Анатолия Яновского, снижение российского экспорта угля в европейские страны будет компенсировано возрастающими закупками стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Ближнего Востока и Африки. В министерстве считают, что даже в условиях активной экологической политики российский уголь будет востребован в странах АТР. Даже Япония и Южная Корея, не имеющие собственного производства угля, поддерживают его долю в своих топливных балансах на уровне 26-29 % за счет импортных поставок.
Для так называемых "развивающихся" стран, доля которых в мировом потреблении угля превышает 80 %, приоритетной является доступность энергоресурсов. Потребность в энергоносителях в этих странах, как правило, определяется, прежде всего, темпами роста экономик, а уже затем - процессами, связанными с защитой окружающей среды.

Нефть и нефтепродукты: погрузка продолжает падать
Погрузка нефти и нефтепродуктов в декабре сократилась к уровню прошлого года на 11,4 % и составила 18,6 млн т. Всего за 2020 г. было погружено 208,8 млн т нефти и нефтепродуктов, что на -10,0 % ниже уровня 2019-го.
В ОАО РЖД считают, что снижение объемов перевозок нефти и нефтепродуктов в 2020 г. произошло в связи с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках и сокращением спроса на топливо на фоне пандемии. В то же время, вице-премьер Александр Новак во время своего выступления на министерской встрече ОПЕК+заявил, что вакцинация населения от коронавируса по всему миру приведет к восстановлению цен на нефть в 2021 г.
Правительство России 27 января утвердило проект соглашения с Белоруссией о перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты. Согласно проекту, российские порты в 2021 году могут перевалить до 2 млн т белорусских нефтепродуктов. В РЖД подтвердили готовность перевезти все заявленные объемы грузов.

Строительные грузы и цемент: падение перевозок стройматериалов впервые за 2020 г.
Погрузка строительных грузов в декабре сократилась к аналогичному периоду прошлого года на -3,3 % и составила 8,7 млн т. Всего за 2020 г. по железной дороге было отправлено 131,6 млн т строительных грузов, что на +6,1 % выше уровня 2019-го. Погрузка цемента в декабре осталась на уровне декабря прошлого года и составила 1,59 млн т, но за 2020 г. падение составило -4,5 % к уровню 2019 г. - 25,1 млн т цемента.
По предварительным данным Минстроя, ввод жилья в России по итогам 2020 г., несмотря на пандемию и остановку строительства, в некоторых регионах останется на уровне 2019 г. В ноябре 2020 г. производство цемента в РФ повысилось к ноябрю 2019 г. на +6,0% и составило 4,0 млн т.
Драйвером развития рынка жилищного строительства в 2020 году стала льготная ипотека под 6,5 % годовых. В министерстве считают, что программу нужно продлевать и после 1 июля 2021 г. — это необходимо, чтобы выполнить указ президента и построить в общей сложности до 2030 г. порядка 1 млрд кв. м. Также сыграло роль снижение ставок целом до 8% с 10–11% годом ранее.
В 2020 г. было выдано 1,7 млн ипотечных кредитов на 4,3 трлн рублей — абсолютный рекорд за всю историю ипотечного рынка России. По сравнению с 2019 г. ипотечное кредитование выросло на +35 % в количественном выражении и на +50 % — в денежном.
Еще одна мера поддержки, запущенная в пандемию, — это программа по субсидированию кредитов застройщикам, которая будет работать до конца 2021 г. По оценкам Минстроя, общий объем поддержки — 12 млрд руб. Сейчас субсидируется около 250 кредитов застройщикам из 40 регионов.
По оценке вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, ввод жилья в России с 2020 по 2024 год суммарно составит 400 млн м2. Зампред правительства добавил, что в 2021 г. планируется сдать в эксплуатацию не меньше жилья, чем в 2020. В 2022 г., по его словам, надо будет "отыграть коронавирусное падение", в 2023 г. может быть введено около 85 млн м2, а в 2024 году - 90 млн м2.

Черные металлы: падение внутренних перевозок на фоне роста цен
Погрузка черных металлов в декабре сократилась на -7,7 % и составила 6,0 млн т. Всего за 2020 г. было погружено 66,4 млн т черных металлов, что на -10,0 % ниже уровня 2019-го.
Внутренние перевозки в декабре сократились на -11 %, тогда как экспорт увеличился на +6 %, преимущественно за счет роста поставок в Китай и Вьетнам. По данным World Steel Association, металлургические компании России выплавили за 2020 г. 73,4 млн т, что на +2,6 % больше результата 2019 г.
Согласно данным мониторинга Минстроя, с апреля по декабрь цены на арматурную сталь выросли до +40 %, металлоконструкции — до +20 %, листовую оцинкованную сталь — +50 %. Наибольший рост цен зафиксирован за последние три недели декабря.
На совместном совещании Минстроя и Минпромторга было принято решение, что рабочая группа по вопросу роста цен на металл будет действовать на базе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). По данным объединения, около 12 млн м2 жилья сегодня не может быть выведено на рынок из-за низкой маржинальности, в том числе из-за роста цен на строительные материалы.
По оценке аналитиков Sova Capital, российский стальной сектор в 2021 г. может вырасти на +6 %.

Руда: перевозки на уровне прошлого года
Погрузка руды в декабре осталась на уроне предыдущего года и составила 10,0 млн т. Всего за 2020 г. было погружено 119,7 млн т руды, что на -0,4 % ниже 2019-го.
Мировые цены на железную руду, которые находятся на пятилетнем максимуме (153 $/т руды с 62 % содержанием железа FOB Австралия), в 2021 г., согласно прогнозам аналитиков Sova Capital, должны нормализоваться на фоне восстановления объемов добычи в Бразилии. Цены на железную руду, импортируемую Китаем, могут в этом году вырасти до 115 $/т со 105 $/т, скорректировавшись в 2022 г. до 95 $/т. Стоимость железорудного концентрата в 2021 г. достигнет 81 $/т против 74 $/т в 2020 году, при этом спотовые цены понизятся до 85 $/т с 87 $/т.

Лесные грузы: падение за счет сокращения экспорта
Погрузка лесных грузов в декабре сократилась к уровню декабря предыдущего года -2,8 % и составила 3,5 млн т. Всего за 2020 г. было погружено 40,7 млн т лесных грузов, что на -3,1 % ниже 2019-го.
В декабре перевозки на внутренних направлениях выросли на +18,0 %, тогда как экспорт сократился на -16,6%. Основное падение поставок произошло в Китай – перевозки снизились более чем на -340 тыс. т (-25 %).
Правительство РФ поддержало инициативу «Единой России» распространить ипотеку на деревянные частные дома. Сейчас рынок деревянного строительства достаточно ограничен — продажей таких домов занимается 65 компаний в России. При этом спрос на деревянную застройку растет, и ипотека позволит его удовлетворить. Ипотека на деревянные дома позволит лесной отрасли адаптироваться к новым условиям — запрету на экспорт необработанной древесины — и обеспечить россиян хорошим, современным и экологичным жильем.

Зерно и продукты перемола: рекордная погрузка
Погрузка зерна в декабре составила 3,2 млн т (+39,1 % к декабрю прошлого года), установив рекорд для данного месяца. Всего за 2020 г. было погружено 27,9 млн т зерновых грузов, что на +28,7 % выше 2019-го.
В декабре экспорт вырос на +170 тыс. т в Египет (+28 %) и в Саудовскую Аравию (поставки почти не осуществлялись в декабре прошлого года).
По оценке аналитического центра АО «Русагротранс», прошлый год для России складывался по зерну очень удачно: за полсезона был поставлен рекорд по экспорту - без учета стран ЕАЭС было поставлено на мировой рынок 30 млн т зерна. При этом, основной объем был вывезен в осенние месяцы, когда о введении экспортной пошлины еще не было известно. Начиная с августа, российские экспортеры отгружали по 5,5-5,8 млн т.
Однако вторая половина сезона (с начала 2021 года до 30 июня) будет сложнее. На внешнем рынке ожидается усиление конкуренции со стороны Австралии, Канады за счет рекордных урожаев.
Во второй половине года многое будет зависеть от урожая озимых. Сухая осень не пошла им на пользу, но к апрелю наверняка станет понятно, каковы будут потери. Если они будут большими, то аграрии будут придерживать зерно до реализации в следующем сезоне. В этом году урожай пшеницы составил почти 86 млн т (из которых более 60 млн т было получено за счет озимых), в следующем при плохом сценарии он может снизиться до 75 млн т, считает эксперт. А общий урожай зерновых может снизиться до 120 млн т (в этом было собрано около 133 млн т). Примерно столько же было собрано в 2019 году, когда урожай зерновых составил 121 млн т, из них 74,2 млн т приходилось на пшеницу.
А если погодные условия будут благоприятными и потери озимых будут минимальными, Россия может в этом году собрать до 78 млн т пшеницы и в общей сложности 124-125 млн т зерна.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в декабре составила 5,4 млн т (+8,0 % к декабрю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего за 2020 г. было погружено 62,7 млн т удобрений, что на +3,7 % выше уровня 2019-го.
В декабре перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение экспорта произошло за счет роста поставок в Китай (+40 %) и Бразилию (+80 %).
Высокий спрос на внутреннем рынке и рост экспортных цен во втором полугодии позволил российским производителям удобрений поставить производственный рекорд в 2020 году. По данным отраслевой ассоциации, крупнейшие компании сектора нарастили выпуск на 4,9 %, до 52 млн т, при этом спрос внутри России вырос на 20,4 %, до 11,5 млн т. Текущий год также обещает быть успешным для поставщиков основных видов минудобрений — уже в январе мировые цены на них выросли на 10–30 %.
Ставки аренды на полувагоны незначительно снизились
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Уровень ставок на полувагоны в январе 2021 г. снизился до 650-750 руб./сутки.
Профицит парка полувагонов в декабре сезонно вырос. Активный парк сократился до 510 тыс. ед. в основном за счёт сезонного сокращения перевозок строительных грузов: парк для их перевозок упал на -9 тыс. ед. Уровень профицита парка полувагонов вырос до 33 тыс. ед. и составил 5,7 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД.
Эффективность активного парка полувагонов стабильна последние 8 месяцев. В декабре эффективность активного парка вновь превысила уровень докризисного 2018 г.
В декабре 2020 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 5,9 тыс. ед., что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на -18 % и на +11 % выше уровня предыдущего месяца. Всего за 2020 г. было реализовано 56,6 тыс. вагонов (-28 % к 2019 г.)


Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Декабрь 2020 - январь 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок