logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Декабрь 2021 - Январь 2022

02 февраля 2022
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

В 2021 Г. ЖЕЛЕЗНОДОРОДЖНЫЙ РЫНОК УВЕРЕННО РОС
В декабре динамика показателей перевозок была разнонаправленной. Погрузка выросла до 108,4 млн т, что на +1,4 % выше уровня декабря 2020 г. Грузооборот составил 220,9 млрд т-км, что на -2,6 % ниже уровня декабря 2020 г.
В декабре выросли перевозки нефти и нефтепродуктов (+6,5 %), строительных грузов (+3,4 %), черных металлов (+8,3 %), удобрений (+7,4 %) и цемента (+6,7 %). Снизились перевозки угля (-4,6 %), железной руды (-3,0 %), лесных грузов (-11,4 %) и зерна (-25,0 %)
По итогам 2021 г. показатели железнодорожных перевозок показали положительную динамику. Погрузка выросла до 1,28 млрд т, +3,2 % к 2020 г. Грузооборот составил 2,64 трлн т-км, рост +3,7 % к 2020 г.

Уголь: экспорт тормозят инфраструктурные ограничения
Погрузка угля в декабре сократилась на -4,6 % к декабрю прошлого года и составила 31,0 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 371,7 млн т (+5,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
В декабре погрузка угля на экспорт снизилась, тогда как внутренние перевозки выросли. Основное падение поставок произошло в Японию (-1,2 млн т к декабрю 2020 г.) и на Украину (-460 тыс. т), тогда как отгрузки выросли в Турцию (+750 тыс. т) и Индию (+740 тыс. т).
При этом, по данным ИПЕМ, добыча угля в РФ в 2021 г. возросла на +8,9 % по сравнению с показателем за 2020 г. - до 438,09 млн т. Добыча угля в декабре выросла на +5,8 % в годовом выражении и достигла 39,01 млн т.
Разнонаправленная динамика по добыче и экспорту в декабре обусловлена невывозом угля. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания, РЖД потеряли около 2,5 млн т грузов (преимущественно угля) из-за закрытия двух погранпереходов на китайской границе с целью ограничения распространения коронавирусной инфекции. Однако, как сообщил замминистра энергетики РФ Петр Бобылев на заседании комитета Госдумы по энергетике, Россия планирует существенно нарастить поставки угля в Китай в ближайшее время.
Вместе с тем глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что 2022 и, вероятнее всего, 2023 год обещают быть благоприятными для экспорта угля: геополитическая напряженность в Европе сохраняется, цены на газ и нефть - на пике, выработка электроэнергии из возобновляемых источников ограничена из-за погодных условий, что стимулирует спрос на уголь и сохранение высоких цен на него.
По данным Международного энергетического агентства, уголь стал лидером энергетического роста 2021 г. и заметно обогнал возобновляемую энергетику. Выработка электричества на угле в 2021 г. выросла на +9 %. Исходя из структуры мировой выработки электроэнергии, уголь удовлетворил более половины от общего роста потребления электричества в мире.

Нефть и нефтепродукты: погрузка по - прежнему ниже уровня 2019 г. несмотря на рост к предыдущему году
Погрузка нефти и нефтепродуктов в декабре выросла к уровню прошлого года на +6,5 % и составила 19,8 млн т в значительной степени за счёт эффекта низкой базы: без учёта 2020 г. погрузка находится на минимальном уровне для данного месяца с 2009 гг. Всего за 2021 г. было погружено 217,5 млн т (+4,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
РЖД по итогам текущего года рассчитывают увеличить объём перевозки нефти и нефтепродуктов на +1,7 % к 2021 г. до 221,2 миллиона т, что ниже уровня 2019 г. – 232 млн т.
По оценкам экспертов, несмотря на то что страны ОПЕК+ постепенно сокращают ограничения, мировой рынок в ближайшие годы может столкнуться с дефицитом нефти на фоне общей нехватки финансирования нефтедобывающего сектора за последние годы. В частности, крупнейшие российские нефтяные компании уже сообщают о том, что практически исчерпали свободные мощности для наращивания добычи. Все это может привести к тому, что свободные мощности закончатся уже в 2022 году, то есть раньше, чем будут сняты все ограничения на добычу.
В январе «Роснефть» и итальянская промышленная группа Maire Tecnimont подписали контракт на строительство высокотехнологичного комплекса по переработке нефтепродуктов. Этот объект мощностью 2,2 млн т в год позволит Рязанскому НПЗ, дочернему обществу НК «Роснефть», выйти на новый уровень качества, прибыльности, углеродной эффективности и экологичности. За последние шесть лет «Роснефть» поставила в Италию 71 млн т нефти и свыше 13 млн т нефтепродуктов. При этом железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в Италию в 2021 г. выросли к аналогичному периоду прошлого года на +15 % до 25 млн т.

Строительные грузы и цемент: рекордный объем строительства в 2021 г.
Погрузка строительных грузов в декабре выросла к аналогичному периоду прошлого года на +3,4 % и составила 9,0 млн т. Погрузка цемента в декабре выросла на +6,7 % и составила 1,6 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 126,6 млн т строительных грузов (- 3,8 % к аналогичному периоду прошлого года) и 26,5 млн т цемента (+5,5 %).
По предварительной оценке, 2021 г. стал рекордным по объемам жилищного строительства – ввод жилья составит более 90 млн кв. м, что на +10 % выше уровня предыдущего года и на +15 % выше планового показателя в 78 млн кв. м.
По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, объем частных инвестиций, запланированных в жилищное строительство России в ближайшие 10 лет, составит около 70 трлн рублей. А по данным министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, имеющийся градостроительный потенциал в России составляет около 240 млн кв. м.
В соответствии с указом президента Владимира Путина, объем жилищного строительства в РФ должен быть увеличен не менее чем до 120 млн кв. м в год к 2030 г. В целом до 2030 г. в России планируется возвести более 1 млрд кв. м жилья.

Черные металлы: ожидается падение экспорта на фоне увеличения пошлин
Погрузка черных металлов в декабре выросла к уровню прошлого года на +8,3 % и составила 6,5 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 69,3 млн т (+4,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В декабре выросли поставки в Мексику (+ 30 %), Казахстан (+40 %) и США (почти в 3 раза). Снизились перевозки в Тайвань (-20 %) и Китай (-60 %).
По данным ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в 2021 г. вырос на +3,4 % (+29,6 % за декабрь 2021 года), на экспортные поставки – на +4,1% (-13,5 %). В ближайшие месяцы экспортные поставки могут продолжить падение на фоне увеличения экспортных пошлин: с 1 января 2022 г. будет повышен минимальный уровень таможенной пошлины на экспорт лома и отходов черных металлов (100 €/т вместо 70 €/т), ставка пошлины при этом останется прежней – 5%.

Руда: очередной скачок цен на мировом рынке
Погрузка руды в декабре сократилась на -3,0 % и составила 9,7 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 120 млн т (+0,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
2022 год начался с очередного роста цен на мировых металлургических рынках. Аналитики в середине января констатировали скачок цен на железную руду, которая на торгах уже пробивала отметку в 126 $/т. По прогнозам, железная руда может вырасти в цене на +20 % в этом году. Тем временем, на внутреннем рынке России средние цены на 65–68 % Fe железорудный концентрат в январе 2022 г. составляют 92 $/т, а на 62–65% Fe железорудные окатыши - 127 $/т, что на -34 % ниже уровня января предыдущего года.

Лесные грузы: падение погрузки из-за китайских ограничений
Погрузка лесных грузов в декабре сократилась к декабрю предыдущего года на -11,4 % - до 3,1 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 41,8 млн т (+2,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
Причина падения перевозок лесных грузов в декабре – новые ограничения на погранпереходах с Китаем для борьбы с коронавирусной инфекцией.
Согласно данным Рослесинфорга, в январе высокий спрос на пиломатериалы в США и Китае вновь спровоцировал рост цен. В России цены остаются на стабильно высоком уровне. При этом стоимость бруса, доски и других пиломатериалов окончательно стабилизируется к началу строительного сезона, но уровень цен на российском рынке в этом году не будет ниже значений 2021 г., однако темпы роста цен будут невысокими. Снижение возможно только к концу 2023 г., но при условии, если мировая экономика преодолеет последствия COVID-19.
По оценке экспертов, рост цен положительно сказался на лесном бизнесе, сделав его высокомаржинальным впервые за 10 лет. За счет прибыли приобретена новая техника и оборудование, обновлена производственная база. В результате предприниматели смогли переориентироваться на переработку древесины и заранее подготовиться к ограничению вывоза необработанной древесины и сырых пиломатериалов. Поэтому ждать падения производства пиломатериалов и снижения объемов экспорта не стоит. Динамика экспортных показателей лесопромышленного комплекса к концу года по прогнозам может достигнуть более +20 %. Сохранится тенденция умеренного роста внутреннего потребления пилопродукции - за год рост составит порядка +4 %. В сфере целлюлозно-бумажного производства также ожидается умеренный рост, около +3,8 % в годовом выражении.

Зерно и продукты перемола: падение погрузки продолжилось
Погрузка зерна в декабре снизилась к уровню декабря прошлого года на -25,0 % и составила 2,4 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 25 млн т (-10,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
Падение перевозок произошло за счет сокращения экспортных отправок. Так, в декабре поставки пшеницы в Египет упали вдвое, а в Турцию – в 4 раза.
Российский экспорт зерна в 2021-2022 сельхозгоду (1 июля 2021 г. - 30 июня 2022 г.), по прогнозам, может составить около 43 млн т, в частности, пшеницы – 33 млн т. Однако, как отмечает руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский, экспорт пшеницы из-за плохих погодных условий в портах идет достаточно медленно. С 1 по 24 января, по его расчетам, было вывезено около 1,35 млн т (с учетом стран ЕАЭС). За месяц экспорт может составить не более 2 млн т, часть судов перейдет на февраль, прогнозирует он.
Росстат опубликовал уточненную оценку урожая зерна в России, она составляет 120,6 млн т в весе после доработки, что на -9,6 % ниже, чем в прошлом году. Прежняя оценка статведомства составляла 120,7 млн т, в том числе 75,9 млн т пшеницы. Согласно текущему умеренно оптимистичному прогнозу ИКАР, сбор зерна в Россия в 2022 году составит 127-128 млн т, в том числе 82-83 млн т пшеницы.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в декабре выросла к уровню прошлого года на +3,6 % и составила 5,8 млн т, установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего за 2021 г. было погружено 65 млн т (+3,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
В декабре поставки на экспортных направлениях выросли на +7,6 %. Основное увеличение экспорта произошло в Бразилию – поставки в страну выросли вдвое к аналогичному периоду прошлого года.
По итогам 2021 г. российские аграрии нарастили темпы закупок минеральных удобрений почти на +20 % – до 4,7 млн т (в пересчете на 100 % питательных элементов – д.в.). С учетом накопленных ресурсов в 0,3 млн т, совокупный объем приобретения минудобрений аграриями в прошлом году вырос до 5 млн т.
Таким образом, был перевыполнен план на 2021 г. по приобретению минеральных удобрений, пересмотренный Минсельхозом России с 3,8 до 4,5 млн т д.в., и более чем на +20 % был превышен факт 2020 г. Совокупный объем производства минеральных удобрений участников РАПУ в 2021 году вырос на +5% до 54,7 млн т (в физическом весе).
Минсельхоз отмечает снижение цен на минеральные удобрения для сельхозпроизводителей в России и как минимум до мая не ожидает роста цен на эту продукцию. При этом цены на мировых рынках стабильно растут, и уже наблюдается существенный разрыв между внутренними и мировыми ценами на основные виды минеральных удобрений.

СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды в январе выросла до 1 300 – 1 700 руб./сутки для долгосрочных контрактов, спотовая ставка – 1 900 – 2 600 руб./сутки, в отдельных случаях – до 3 200 руб./сутки (парк до 100 ед.).
Активный парк вырос с 547 до 548 тыс. ед., растет парк, задействованный в перевозках чермета и удобрений. Уровень профицита парка полувагонов вырос до 9,6 тыс. ед. (1,6 % от списочных парки полувагонов). Скрытый профицит парка (отставленные неисправные вагоны сверх статистического нормативного уровня в 3,3-3,4 % парка) уже сокращается – около 6 тыс. ед.
В декабре 2021 г. эффективность продолжила падение: к ноябрю оно составило -1,6 %, эффективность вышла на уровень кризисного 2019 г. Падение к уровню прошлого года составляет -7,3 %.
В декабре 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 6,7 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +12,8 % и уровня предыдущего месяца на +22,1 %.

Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации
Вы можете обратиться к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Декабрь 2021 - Январь 2022
Другие статьи
Заказать обратный звонок