logo

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Февраль - март 2021

05 апреля 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

Падение показателей работы ж/д из-за календарного фактора
В феврале показатели перевозок снизились из-за календарного фактора (в феврале прошлого года было 29 дней). Погрузка сократилась до 96,7 млн т, что на -2,7 % ниже уровня аналогичного периода прошлого года, при этом среднесуточная погрузка в феврале выросла на +0,7 %.
Грузооборот составил 195,2 млрд т-км, что на -1,2 % ниже уровня февраля 2020 г. Среднесуточный грузооборот вырос в феврале на +2,4 %.
В феврале выросли перевозки угля (+1,8 %), удобрений (+4,1 %) и зерна (+38,9 %). Снизились перевозки нефти и нефтепродуктов (-9,6 %), строительных грузов (-11,7 %), железной руды (-8,3 %), черных металлов (-5,3 %), лесных грузов (-2,9 %) и цемента (- 13,3 %).
Эксперты ожидают в краткосрочной перспективе небольшого подъема на сети РЖД вследствие уменьшения числа карантинных ограничений и нормализации деловой активности.

Уголь: рост экспортного грузопотока продолжился
Погрузка угля в феврале выросла на +1,8 % к февралю прошлого года и составила 29,0 млн т. Всего с начала года было погружено 59,8 млн т (+3,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В феврале экспортные перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года на +22 %. Основное увеличение поставок произошло на Украину (+600 тыс. т) и в Китай (+400 тыс. т к февралю 2020 г.).
По данным статистики Государственной таможенной службы, Украина в январе-феврале 2021 года увеличила импорт угля каменного и антрацита на +10,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.— до 3,4 млн тонн. Из России поступил уголь на $190,54 млн (доля в импорте 62,15 %), США — на $76,39 млн (24,92 %), Казахстана — на $31,58 млн (10,3 %), других стран — на $8,09 млн (2,64 %).
Китай может дополнительно увеличить поставки угля из России. Так, рассматриваются возможности наращивания поставок Hong Kong Global Energy Group Limited у компании «Русский уголь», активы которой расположены в Амурской области. Наращиванию поставок поможет открытие нового российско-китайского погранперехода, железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян, что сделает логистику амурского угля более удобной для Китая. Однако из-за эпидемиологической ситуации РЖД уже дважды в марте ограничивали погрузку угля в Китай через пограничный переход Забайкальск — Маньчжурия из-за отказов в приеме поездов со стороны Китая и, как следствие, их скопления на путях. Ограничения вводились на перевозку 50 % грузов в Китай с 2 по 5 марта и с 12 по 18 марта. Ситуация может улучшиться, как только ограничения будут сняты.
Группа «Каракан инвест» Георгия Краснянского пересмотрела план на текущий год в сторону роста. Если сначала планировалось сохранить добычу на уровне прошлого года в 4,4 млн т угля, то теперь предусматривается её увеличение до 4,6 млн т. На разрезе «Евтинский Перспективный» компания хочет увеличить добычу до 3 млн т с 2,6 млн в 2020 г. Здесь добывают уголь более высокой калорийности, до 6,5 тыс. ккал/кг. Добычу на разрезе «Караканский Западный», где добывают менее востребованный уголь калорийностью до 5,5 тыс. ккал/кг, предполагается сохранить на уровне 2 млн т.

Нефть и нефтепродукты: погрузка продолжила снижаться
Погрузка нефти и нефтепродуктов в феврале сократилась к уровню прошлого года на - 9,6 % и составила 17,0 млн т. Всего с начала года было погружено 35 млн т (-9,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
По данным ЦДУ ТЭК, в России в январе-феврале 2021 г. объем добычи нефти и газового конденсата снизился на -11,9 % и составил 81,6 млн т. В феврале 2021 г. в России добыто 38,56 млн т нефти с газовым конденсатом, что на -13,8 % ниже показателя февраля 2020 года.
По словам, вице-премьера РФ Александра Новака, Россия получит преференции в добыче нефти в апреле 2021 года. Ранее страны-участники ОПЕК+ решили не повышать нефтедобычу в апреле и сохранить ее на уровне марта. Однако для России сделали исключение, разрешив добывать на 130 тыс. барр. /сутки больше, чем в предыдущем месяце. В результате достижения договоренностей для России общее восстановление добычи нефти, если брать начиная с начала действия соглашения, уже составит 890 тыс. барр./сутки — это 45 % от максимального уровня сокращения, которое было в мае-июне прошлого года.
В марте в Россию прибыли первые партии белорусских нефтепродуктов для дальнейшей перевозки морским транспортом. "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" в начале месяца уже направил в Усть-Лугу 7 тыс. т нефтепродуктов. Вторая партия белорусских грузов была отгружена 6 марта – всего 3,6 тыс. т мазута. Операторами со стороны России стали "Петербургский нефтяной терминал" и Санкт-Петербургский морской порт, а железнодорожные перевозки курирует "Федеральная грузовая компания".

Строительные грузы и цемент: показатели перевозок снизились несмотря на рост строительной отрасли
Погрузка строительных грузов в феврале сократилась к аналогичному периоду прошлого года на -11,7 % и составила 8,3 млн т. Погрузка цемента в феврале снизилась на -13,3 % и составила 1,3 млн т. Всего с начала года было погружено 16,4 млн т строительных грузов (-8,0 % к аналогичному периоду прошлого года) и 2,5 млн т цемента (-5,8 %).
В феврале 2021 г. в России было введено около 5,5 млн м2 жилья, что на +10,8 % больше по сравнению с февралем 2020 г. Всего в январе–феврале в России построили 11,2 млн м2 жилья, что на +13 % превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Однако в то же время, эксперты отмечают, что на 1 марта 2021 г. объем жилья в стройке составил 91,8 млн м2, что на -9,2 % ниже показателя прошлого года.
По словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, эффективным инструментом по стимулированию строительства жилья стала программа субсидирования затрат на создание объектов инфраструктуры "Стимул". Также растет число проектов с использованием механизма счетов эскроу. По данным Единой информационной системы жилищного строительства, доля строительства с использованием проектного финансирования на сегодня превысила 56 %.
В начале марта Минтранс сообщил, что российские регионы получат дополнительные 100 млрд руб. на строительство и ремонт дорог в 2021-2022 гг. В рамках нацпроекта безопасных и качественных автодорог 69 регионов в 2021 г. дополнительно получат 53,8 млрд руб. На мероприятия ведомственной целевой программы "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" госпрограммы "Развитие транспортной системы" выделены дополнительные 16,7 млрд руб. в 2021 г. и 29,5 млрд руб. - в 2022 г.
Среди факторов, тормозящих строительную активность в стране, отмечается нехватка рабочих. По оценке вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, в России дефицит рабочих в строительной отрасли в настоящее время составляет около 1,5–2 млн человек. При этом зарплаты рабочих поднялись из-за дефицита от +50 % до двукратного увеличения.

Черные металлы: разнонаправленная динамика внутренних и экспортных перевозок
Погрузка черных металлов в феврале сократилась на -5,3 % и составила 5,4 млн т. Всего с начала года было погружено 11,1 млн т (-8,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
В феврале снизились перевозки на внутренних направлениях (-18 %), тогда как на экспортных направлениях погрузка выросла на +9,0 %. При этом больше всего экспортные поставки выросли в Мексику (+75 %), Турцию (+25 %) и Китай (в прошлом году практически не осуществлялись).
По данным Росстата, в феврале 2021 г. в России увеличились объемы выплавки нелегированной стали в слитках или в прочих первичных формах, а также полуфабрикатов из нелегированной стали – на +5,3 % к февралю 2020 г., составив 4,96 млн т. Производство стального листового горячекатаного проката без дополнительной обработки составило 1,56 млн т, что на +2,1 % больше, чем в феврале 2020 г., сортового проката и горячекатаной стальной катанки – 1,4 млн т, что на +7,1 % больше, чем в феврале 2020 г.
По данным компании «Северсталь», в 2021 г. спрос на сталь в России должен составить около 43,8 млн т, что выше уровня в 42,5 млн т в 2020 г. и также выше допандемического уровня в 43,6 млн т в 2019 г. В компании пояснили, что спрос на сталь в России постепенно восстанавливается со второй половины 2020 г. и продолжит расти в 2021 г. Между тем строительная отрасль остается основной силой, поддерживающей рынок стали.
Эксперты отмечают экстремальный рост цен на мировом рынке на фоне значительной господдержки в основных странах-потребителях, принятой для борьбы с коронавирусными последствиями. В Евросоюзе корпорация ArcelorMittal объявила очередное повышение цен на горячекатаный прокат по 850 €/т EXW за базу. В Турции металлургические компании повысили цены до более 900 $/т, а в США некоторые производители ожидают подъема до 1 500 $/т. Тем не менее, за исключением Китая, строительный сектор не показывает высоких результатов в большинстве стран. Продление локдаунов в Европе и ужесточение режима в некоторых странах Юго-Восточной Азии оказывает все более заметное негативное воздействие на экономику. Однако по оценкам западных специалистов, дефицит листового проката в США и Европе во втором квартале будет более острым, чем в первом, улучшение здесь ожидается не ранее середины-конца лета. В Китае металлургические компании опасаются полной или частичной отмены возврата экспортного НДС и в связи с этим тоже готовятся к повышению.

Руда: перевозки сократились на фоне снижения добычи
Погрузка руды в феврале сократилась на -8,3 % и составила 8,8 млн т. При этом добыча в феврале снизилась на -1,5 %. Всего с начала года было погружено 18,6 млн т (-5,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
В феврале погрузка сократилась на всех направлениях: внутренние перевозки сократились на -8,4 %, а экспорт сократился на -3,8 %. Основное падение поставок произошло в Италию (в 2 раза к февралю прошлого года). При этом произошло увеличение перевозок в Румынию, Германию и Словакию.
Как сообщает агентство Platts, высокие цены на железную руду сохранятся во втором квартале, чему будет способствовать рост производства стали и сокращение запасов стали, согласно последнему прогнозу S&P Global Platts Iron Ore & Steel Outlook. Около 61 % участников заявили, что цены на железную руду во втором квартале будут составлять более 140–160 $/т CFR, а 17 % считают, что цены на железную руду будут еще выше на уровне 160–180 $/т. Согласно исследованиям, проведенным Platts, большинство респондентов ожидают, что потребности в железной руде будут выше, чем в первом квартале во втором квартале 2021 г.

Лесные грузы: рост погрузки на экспорт
Погрузка лесных грузов в феврале сократилась к уровню февраля предыдущего года на - 2,9 % и составила 3,3 млн т. Всего с начала года было погружено 6,7 млн т (+3,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В феврале внутренние перевозки сократились на -9,0 %, тогда как экспорт вырос на +3,7 %. Основное увеличение экспорта произошло в Китай (+20 %).
Начиная с декабря прошлого года, из-за ограничений принимающей стороны на погранпереходах "Наушки" (Бурятия) и "Забайкальск" (Забайкальский край) стали скапливаться железнодорожные составы с пиломатериалами, предназначенными для экспорта в Китай. Это связано с рядом карантинных ограничений, введённых принимающей стороной при обработке входящих грузов. В этой связи предприятиям лесного комплекса, ориентированным на экспорт лесоматериалов в Китай, рекомендуется рассмотреть альтернативные пункты пропуска грузов через границу. В частности, погранпереходы "Достык" (Казахстан) и "Гродеково" (Приморский край), а также морские порты Владивостока и Находки. Как отметил вице-премьер Правительства Красноярского края Сергей Верещагин, диверсификация каналов сбыта позволит снизить экспортные риски в период противоэпидемиологических ограничений и в будущем.

Зерно и продукты перемола: рекордный экспорт
Погрузка зерна в феврале составила 2,5 млн т (+38,9 % к февралю прошлого года). Всего с начала года было погружено 5,2 млн т (рост в 1,5 раза к аналогичному периоду прошлого года).
В феврале рост экспортных перевозок продолжился (в 1,5 раза выше аналогичного периода прошлого года). Больше всего поставки выросли Азербайджан (в 3 раза) и в Саудовскую Аравию (поставки почти не осуществлялись в феврале прошлого года).
По данным аналитического центра АО "Русагротранс", Россия в феврале экспортировала 4,01 млн т пшеницы, что стало рекордом для этого месяца. Всего с начала сельхозгода (с 1 июля 2020 г.) за пределы стран ЕАЭС, по оценкам центра, из России экспортировано около 33 млн т пшеницы, что на +33 % больше, чем годом ранее (24,68 млн т). С учетом стран ЕАЭС этот показатель достиг порядка 34,3 млн т. По прогнозу центра, в марте на фоне повышения пошлины на пшеницу (с 1 марта) и введения пошлин на ячмень и кукурузу (с 15 марта) экспорт зерна упадет до 1,4-1,6 млн тонн, в т числе пшеницы - до 0,8-1 млн т.
Прогноз сбора зерна в 2021 г., по оценке руководителя аналитического центра, составляет 126-128 млн т, пшеницы 78,9-80, млн т. Виды на урожай улучшились по сравнению с началом зимы на фоне аномально высокого количества осадков в январе - марте в европейской части России. Это существенно улучшило состояние озимых посевов в пострадавших от осенней засухи регионах юга (Ставропольский край, Ростовская и Волгоградская области) и сняло угрозу весенней засухи в Центральном федеральном округе. Экспортный потенциал по зерну в новом сезоне (1 июля 2021 г. – 30 июня 2022 г.) с учетом прогноза производства и возросших запасов может составить около 48-50 млн т, в том числе пшеницы 38-40 млн т.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в феврале составила 5,1 млн т (+4,1 % к февралю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 6,7 млн т (+3,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В феврале экспорт вырос на 3,8 %. Основное увеличение экспорта произошло за счет роста поставок в Бразилию (+150 тыс. т) и Китай (+100 тыс. т к февралю прошлого года).
В январе – феврале 2021 г. рост цен на удобрения на внутреннем рынке составил от 20 до 70 % год к году в зависимости от вида продукции. По оценке аналитиков «ВТБ капитала», это объясняется ростом мировых цен: фосфатные удобрения подорожали с октября почти вдвое до 570 $/т, калийные в зависимости от вида – на 30–50 %. Представитель РАПУ называет текущий рост цен на удобрения «восстановительным» после падения в 2019– 2020 гг. Для решения этой проблемы Минсельхоз России разработал проект постановления о соглашениях с бизнесом по снижению или поддержанию цен на минеральные удобрения. В случае принятия документ будет действовать до 1 июля.
В середине марта стало известно, что предприятия — члены Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) — инвестируют более 1,6 трлн рублей до 2026 года. Уточняется, что целью вложений станет обеспечение растущих потребностей аграриев РФ в минеральных системах питания, что повысит качество и объем урожая, а также его конкурентоспособность на рынке. За последние пять лет потребление минеральных удобрений в России выросло в 1,5 раза, до рекордных 4 млн т (в пересчете на 100 % питательного вещества). По прогнозу Минсельхоза этот показатель в ближайшие несколько лет удвоится. Растущий текущий и перспективный спрос на минеральные удобрения в России обеспечивается за счет масштабных инвестиций в развитие и модернизацию производственных мощностей. Лидерами по объему инвестиций до 2026 года являются предприятия «Акрон», «ЕвроХим» и «ФосАгро», которые передают более 80 % общих вложений. За последние пять лет предприятия отрасли вложили в развитие свыше 1 трлн рублей, а производство удобрений увеличилось на+ 23,5 %, достигнув 24,9 млн т (в пересчете на 100 % действующего вещества).

СТАВКИ АРЕНДЫ НА ПОЛУВАГОНЫ СТАБИЛЬНЫ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Уровень ставок на полувагоны в марте 2021 г. не изменился и остался на февральском уровне – около 650-750 руб./сутки.
Профицит парка полувагонов в феврале сохранился на сезонно высоком уровне. Активный парк незначительно вырос до 501 тыс. ед. Среднемесячный неисправный парк полувагонов вновь вырос до 36,4 тыс. ед. в феврале. В результате уровень профицита парка полувагонов сократился с 46 до 42 тыс. ед. и составил 7,2 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД, что на -39 % ниже уровня показателя в феврале 2020 г. В марте-апреле по мере сезонной активизации перевозок ожидается сокращение профицита парка.
В феврале 2021 г. эффективность выросла к предыдущему месяцу существенно меньше, чем в предыдущие годы: +2,2 % к январю 2021 г., в то время как в 2018-20 гг. рост составлял +4-8 %. В результате эффективность работы активного парка полувагонов в феврале оказалась на минимальном уровне за последние 5 лет, но всё же выше уровня 2015-16 гг.
В феврале 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 4,7 тыс. ед., что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на -13 % и на +32 % выше уровня предыдущего месяца. В феврале доля вагонов с осевой нагрузкой 25 тс в структуре выпуска составила 42 %.
По оценке Е. Семёнова, исполнительного директора Союза «Объединение вагоностроителей», повышенным спросом в текущем году будут пользоваться сегменты рынка, связанные со специализированным и инновационным подвижным составом. Для увеличения провозной способности Восточного полигона потребуются вагоны с осевой нагрузкой 27 тс. Сейчас завершены три четверти объёма опытной эксплуатации таких вагонов. Результаты предварительных исследований показали положительный эффект от эксплуатации полувагонов модели 12-9548-01 с нагрузкой 27 тс. Такие вагоны могут стать новым драйвером для вагоностроения.


Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Февраль - март 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок