logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Июль - август 2021

09 сентября 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

Показатели ж/д перевозок продолжили расти
В июле показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 108,0 млн т, что на +4,1 % выше уровня июля 2020 г. Грузооборот составил 217,2 млрд т-км, что на +3,7 % выше уровня июля 2020 г.
В июле выросли перевозки всех ключевых грузов, перевозимых по железной дороге, за исключением строительных грузов (-6,3 %), удобрений (-3,6 %) и зерна (-23,5 %). Рост перевозок угля составил +7,1 % к июлю прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +9,3 %, железной руды - +1,0 %, черных металлов - +7,7 %, лесных грузов - +2,7 % и цемента - +11,5 %.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, по итогам года компания прогнозирует рост объёмов отправления грузов на +3,3 % к уровню 2020 года, причём, как ожидается, будет достигнут абсолютный рекорд погрузки каменного угля. В 2022 году в ОАО «РЖД» также рассчитывают на позитивную динамику и прирост на +2,2 %.

Уголь: рекордный уровень погрузки
Погрузка угля в июле выросла на +7,1 % к июлю прошлого года и составила 30,0 млн т, установив рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 215,5 млн т (+9,4 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года, как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение поставок произошло в Индию (+950 тыс. т), Китай (+700 тыс. т) и Турцию (+400 тыс. т к июлю 2020 г.).
Согласно данным Индийской ассоциации портов, импорт угля в 12 государственных портов Индии в июле составил 11,46 млн т, что выше аналогичного периода прошлого года на +38,04 %, но ниже уровня предыдущего месяца на -5,93 %. Двенадцать основных портов – это Калькутта, Парадип, Висакхапатнам, Камараджар (бывший Эннор), Ченнаи, В.О. Чидамбаранар (Тутикорин), Кочин, Нью-Мангалор, Мормугао, Мумбаи, Порт Джанхархарла Неру (JNPT) и Диндайял (бывший порт Кандла). Импорт в страну энергетического угля в июле вырос на +27,43 % к июлю 2020 г. до 6,98 млн т.
Согласно данным Главного таможенного управления от 23 августа, импорт энергетического угля в Китай вырос в июле на +30,3 % или 3,2 млн т к июлю прошлого года до 13,76 млн т. При этом в начале августа компания РЖД предложила построить новую железнодорожную линию, соединяющую Кузбасс и Китай через Алтайский край.
По предварительным оценкам, новая железнодорожная линия с ориентировочной пропускной способностью 30 млн т грузов может снизить нагрузку на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и позволить производителям угля из Кузбасса, Новосибирской области и Хакасии осуществлять отправки угля непосредственно в Китай в обход портов на Дальнем Востоке России.
Импорт угля в Турцию в июне упал на -21,32 % по сравнению с прошлым годом до 2,14 млн т, однако по сравнению с маем объем поставок был выше на +11,64 %: Наибольший объем экспорта страна получила из России - 1,2 млн т в месяц, что на -27,2 % меньше, чем в прошлом году, но на +52,21 % больше, чем в мае.

Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в июле выросла к уровню прошлого года на +9,3 % и составила 17,7 млн т. Всего с начала года было погружено 124,4 млн т (+0,9 % к аналогичному периоду прошлого года). Рост к предыдущему году обусловлен эффектом низкой базы – погрузка по-прежнему значительно отстает от уровня 2019 г.
По данным ОПЕК, в России годовая добыча нефти и конденсата в 2021 году вырастет на 0,19 млн баррелей в сутки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в среднем до 10,78 млн баррелей в день, пересмотрена на 0,15 млн баррелей в день. Ожидается, что в 2022 году, с учетом новых корректировок по добыче, добыча нефти и конденсата в России вырастет на 1 млн баррелей в сутки — до в среднем 11,78 млн баррелей в день, а в III и IV кварталах 2022 года ожидается рост до 11,88 млн баррелей в сутки.

Строительные грузы и цемент: строительная отрасль продолжает восстановление
Погрузка строительных грузов в июле снизилась к аналогичному периоду прошлого года на -6,3 % и составила 11,9 млн т. Погрузка цемента в июле выросла на +11,5 % и составила 2,9 млн т. Всего с начала года было погружено 73,6 млн т строительных грузов (-3,0 % к аналогичному периоду прошлого года) и 15,1 млн т цемента (+7,8 %).
Объем ввода жилья в России за январь — июль 2021 г. составил 43,9 млн кв. м, что на +30,1% больше, чем за аналогичный период 2020 г., свидетельствуют данные Росстата. В июле по стране в эксплуатацию сдали 7,4 миллиона квадратных метров - почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По оценке директора института развития «ДОМ.РФ» Виталия Мутко, в России в 2021 году будет введено порядка 84−85 млн м2 нового жилья, тогда как за 2020 год в России было введено 82,2 млн м2.
Если строительная отрасль России оправдает прогноз правительства и обеспечит более чем на +3 %-ный рост объемов в текущем году по сравнению с 2020-м, то рынок цемента может вырасти на+ 5 %, подсчитали эксперты российской ассоциации Союзцемент. В абсолютных цифрах это будет означать рост до 59,7 млн т после падения до 56,9 млн т в прошлом году.

Черные металлы: рост погрузки за счет экспортных отправок
Погрузка черных металлов в июле выросла на +7,7 % и составила 5,6 млн т. Всего с начала года было погружено 40,0 млн т (+2,4 % к аналогичному периоду прошлого года).
Основное увеличение погрузки произошло за счет экспортных отправок – более чем на + 20 %. Отгрузки выросли в США (в 3 раза), Турцию (в 1,5 раза) и Вьетнам (поставки не осуществлялись в прошлом году).
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, металлургическое производство в июле нарастило объемы по сравнению с июнем этого года на +6,0 %. Однако по сравнению с июлем прошлого года динамика отрицательная - снижение на -0,8 % (в июне 2020 года снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было более значительным - -7,8 %).
Выпуск легковых автомобилей в июле вырос на +7,6 % по сравнению с июнем этого года и на +3,9 % по сравнению с июлем 2019 года, составив 112,8 тыс. шт. За семь месяцев 2020 года произведено 623 тыс. легковых автомобилей, что на -30,2 % меньше, чем за январь-июль 2019 года.
По оценке ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в июле 2021 года незначительно увеличился – на +0,9 % (-2,3 % за период январь – июль 2021 года), экспортные поставки выросли на +22,4% (+5,1%). Одна из основных причин значительного роста экспортных поставок в июле ̶ ожидание ввода новых повышенных таможенных пошлин на широкий перечень товаров цветной и черной металлургии с базовой ставкой 15 %. Дальнейшая динамика экспорта будет зависеть от их эффективности, в том числе от того, получится ли закрыть возможность обхода пошлин за счёт беспошлинного реэкспорта через страны ЕАЭС. Поддержку экспортёрам оказывает продолжающийся рост мировых цен на металлургическую продукцию. Кроме того, с 1 июня 2021 года Китай отменил возврат НДС при экспорте и импортные пошлины на ряд товаров чёрной металлургии.

Руда: рост спроса на внутреннем рынке продолжился
Погрузка руды в июле выросла на +1,0 % и составила 10,6 млн т. Всего с начала года было погружено 70 млн т (+0,5 % к аналогичному периоду прошлого года). В июле экспортные перевозки сократились на -7,5 %, тогда как внутренние перевозки выросли на +4,5 %.
Российские власти рассматривают возможность долгосрочных изменений в налоге на добычу полезных ископаемых, которые позволят заменить временную экспортную пошлину, действующую до конца текущего года.
Правительство России 25 июня утвердило введение пошлин на экспорт из России черных и цветных металлов. Период действия пошлин – с 1 августа по 31 декабря 2021 года. Они будут состоять из базовой ставки в 15% и специфического компонента. Так, для окатышей пошлина будет составлять не менее 54 $/т
Новые меры, по оценке Bloomberg, вероятно, придут на смену экспортным пошлинам с 2022 г., а окончательное решение по ним будет принято после сентябрьских выборов в Госдуму. При этом отмечается, что российские власти обсуждают и другие варианты получения государством части доходов горнодобывающей промышленности.

Лесные грузы: погрузка на внутренних направлениях растет
Погрузка лесных грузов в июле выросла к уровню июля предыдущего года на +2,7 % и составила 3,8 млн т. Всего с начала года было погружено 25,4 млн т (+2,8 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки выросли на внутренних направлениях выросли на +10 %, тогда как на экспортных направлениях – снизились на -7 %.
В августе стало известно, что власти отказались от идеи создания госкорпорации по экспорту леса на Дальнем Востоке, которая получила бы исключительное право на вывоз круглого леса после введения запрета с 1 января 2022 года. Теперь в Минвостокразвития рассматривают разные варианты поддержки отрасли. «Будем работать в связке с регионами, Минпромторгом и всем правительством, чтобы сохранить рабочие места: договариваться о льготном финансировании и рефинансировании существующей кредитной нагрузки предприятий», — сказал глава ведомства. С отраслевыми специалистами также обсуждается, как в срочном режиме создать лесопильные мощности, чтобы распилить этот лес и экспортировать. Но конъюнктура рынка, по словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, сейчас слабая. Просчитывается также механизм доставки леса с Дальнего Востока в Сибирь, но это дорого: «Транспортировка 1 м3 стоит от 2 тыс. до 3 тыс. руб., хотя, может, при сегодняшних ценах это и будет рентабельно». Таким образом, переориентация грузопотоков на внутренние направления, вероятно, продолжится.

Зерно и продукты перемола: снижение погрузки на всех направлениях
Погрузка зерна в июле снизилась к уровню июля прошлого года на -23,5 % и составила 1,3 млн т. Всего с начала года было погружено 13,6 млн т (+9,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки снизились как на экспортных, так и на внутренних направлениях. По словам руководителя аналитического центра Русагротранса, экспорт пшеницы с начала сезона составил около 4,1 млн т.
По его словам, показатель хоть и отстает от рекордного по темпам вывоза прошлого сезона, но не столь значительно, как многие ожидали — примерно на четверть.
По его прогнозу, если посевные площади под пшеницей будут существенно скорректированы вверх, то итоговый валовой сбор в весе после доработки может быть существенно выше текущих ожиданий рынка.
СовЭкон сообщил, что в конце августа ускорился экспорт российского зерна. По данным портов, недельные темпы вывоза зерна к концу месяца достигли 1,52 млн т (из них 1,41 млн т пришлось на пшеницу), что почти в два раза больше, чем неделей ранее. В середине августа в среднем экспортировалось около 861 тыс. т зерна в неделю.
В СовЭконе оценивают общий объем отгрузки зерна в этом месяце в 4,8–4,9 млн тонн, включая 4,3–4,4 млн тонн пшеницы, что на 0,5 млн тонн больше, чем в июле. Ускорение темпов экспорта в СовЭконе связывают с ожидаемым повышением пошлины на вывоз пшеницы. С 1 по 7 сентября 2021 года пошлина установлена на уровне 39,4 $/т против текущих 31,7 $/т. Пошлина на экспорт ячменя увеличится с 26,6 $/т до 27 $/т, кукурузы — с $9,6 до 51,6 $/т, сообщал ранее Минсельхоз. Пошлина устанавливается в пределах 70 % от разницы между индикативной ценой и 200 $/т для пшеницы, 185 $/т для кукурузы и ячменя.
Тем временем, аналитики зернового рынка снижают свои прогнозы урожая. Так, аналитический центр СовЭкон сообщил, что прогнозирует валовой сбор пшеницы на уровне 76,2 млн т — на 0,2 млн т меньше предыдущей оценки. ИКАР уменьшил прогноз с 78,5 млн т до 77 млн т. 12 августа Иностранная сельскохозяйственная служба Минсельхоза США в своем августовском отчете скорректировала прогноз валового сбора пшеницы в России с 85 млн т до 72,5 млн т без учета Крыма. Минсельхоз России сохраняет свой прогноз урожая на уровне 127 млн т, включая 81 млн т пшеницы. По данным на 11 августа, было собрано 74,9 млн т зерна, включая 56,3 млн т пшеницы

Химические и минеральные удобрения: снижение перевозок на всех направлениях
Погрузка удобрений в июле снизилась к уровню прошлого года на -3,6 % и составила 5,3 млн т. Всего с начала года было погружено 37,9 млн т (+3,6 % к аналогичному периоду прошлого года). В июле перевозки снизились на всех направлениях.
Объем приобретенных удобрений на начало августа в российском АПК, с учетом биржевых закупок, вырос на +26 % и составил 3,72 млн т (в пересчете на 100 % питательных элементов – д.в.). Таким образом, потребность АПК в минеральных удобрениях на весь 2021 год закрыта уже на 83 %. В 2021 г. российские производители минеральных удобрений в полном объеме обеспечат увеличенную потребность отечественных аграриев в 4,5 млн т (в пересчете на 100 % питательного вещества – д.в.) и в 5 млн т – в следующем году.
В середине июля «ФосАгро» поддержала российских фермеров на период осенних полевых работ, зафиксировав цену на все виды минеральных удобрений.
В начале августа компания объявила о скидках на аммофос и NPK-удобрения для фермерских хозяйств. Так, скидка 10 % доступна работающим на отрытом грунте в регионах, пострадавших при ЧС, скидку 5 % могут получить все крестьянские и фермерские хозяйства. Этот же размер скидки определили для аграриев под выращивание овощей открытого грунта.
Предложение действует до 31 октября текущего года. Инициативы «ФосАгро» подхватили и другие российские производители удобрений — члены Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ).
Введенные 9 августа США, Канадой и Великобританией санкции против калийной отрасли Белоруссии могут вызвать дефицит на мировом рынке удобрений, что создаст новые возможности для российских поставщиков.

СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в августе выросли до 900-1 150 руб./сутки. На спотовом рынке прайсы уже достигают 1 250 – 1 450 руб./сутки.
Активный парк вырос с 528 до 534 тыс. ед., драйвером роста впервые выступили перевозки руды (+5,5 тыс. активного парка), достигшие в июле рекордного уровня для данного месяца за последние 20 лет
В результате уровень профицита парка полувагонов сократился с 13,5 до 8,2 тыс. ед. и составил 1,4 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД – минимальный уровень за последние 2 года.
В июле 2021 г. эффективность значительно сократилась на -7,2 % к уровню июня – это минимальный уровень за последние 2 года.
Реализация подвижного состава предприятиями РФ в июле составила 4,5 тыс. ед., что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на -5 %, но выше уровня предыдущего месяца на +2 %.

Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Июль - август 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок