logo

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Март - апрель 2021

05 мая 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

Рост показателей работы ж/д в марте
В марте показатели перевозок выросли на фоне восстановления деловой активности. Погрузка выросла до 109,4 млн т, что на +2,2 % выше уровня аналогичного периода прошлого года. Грузооборот составил 226,9 млрд т-км, что на +5,5 % выше уровня марта 2020 г. и близко к рекордным значениям 2019 года.
В марте выросли перевозки угля (+9,9 %), железной руды (+1,0 %), удобрений (+3,6 %) и цемента (+5,3 %). Снизились перевозки нефти и нефтепродуктов (-4,0 %), строительных грузов (-10,9 %), черных металлов (-1,7 %), лесных грузов (-2,6 %).
По оценке РЖД, по итогам второго квартала ожидается рост +5,0 %, а по итогам апреля - +2,7 %. Основным драйвером роста станет уголь (+10,5 % к апрелю 2020 г.). Кроме того, вырастут перевозки удобрений (+6,2 %), железной руды (+2,2 %), а также экспортные перевозки черных металлов (+11 %).

Уголь: рост экспортного грузопотока продолжился
Погрузка угля в марте выросла на +9,9 % к марту прошлого года и составила 32,3 млн т. Всего с начала года было погружено 92,1 млн т (+5,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
В марте экспортные перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года на +11 %. Основное увеличение поставок произошло в Китай (+700 тыс. т к марту 2020 г.), Турцию (+600 тыс. т) и Индию (+450 тыс. т).
Потребление электроэнергии в Китае в апреле-июне может вырасти примерно на +9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поскольку восстановление экономики после воздействия пандемии Covid-19 набирает обороты. По оценке Argus, резкое увеличение спроса на электроэнергию увеличит спрос на уголь в электроэнергетике, так как ядерная и возобновляемая энергетика не сможет быстро увеличить генерацию электроэнергии.
Однако запасы в главном перевалочном порту Китая Циньхуандао 20 апреля составили 4,21 млн т, что значительно ниже целевого показателя правительства, составляющего не менее 5 млн т на летний сезон пополнения запасов. Новая авария, связанная с добычей полезных ископаемых, произошедшая 19 апреля в провинции Ганьсу на северо-западе Китая, стала четвертым подобным инцидентом в угольном секторе страны в апреле, что вынуждает власти активизировать проверки безопасности на угольных шахтах, что может еще больше ограничить добычу. Работа по крайней мере 52 угольных шахт в провинции Шаньси уже была приостановлена из-за проверок безопасности.
Рост поставок в Турцию уверенно растет. Так предприятия группы «Сибантрацит» в первом квартале 2021 г. в 6 раз увеличили продажи в Турцию за счет расширения поставок на металлургические и цементные заводы.
В Индии рассматривают возможность увеличения числа угольных электростанций. В правительстве считают, что стране может потребоваться добавление мощностей на основе угля, поскольку он по-прежнему является самым дешевым источником энергии.

Нефть и нефтепродукты: падение погрузки замедлилось
Погрузка нефти и нефтепродуктов в марте сократилась к уровню прошлого года на -4,0 % и составила 19,2 млн т. Всего с начала года было погружено 54,2 млн т (-7,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
В РЖД ведут активную работу над привлечением нефтяных грузов на железную дорогу. Сейчас компания проводит переговоры с нефтяными компаниями с целью синхронизации ремонтных работ у коллег в II квартале, возможна проработка тарифных и технологических условий для увеличения объемов погрузки.
По данным Минтранса РФ, в первый месяц после заключения межправительственного соглашения между Россией и Беларусью с 5 марта по 5 апреля 2021 года объёмы перевалки белорусских нефтепродуктов, изготовленных из российской нефти, превысили 222 тыс. т при заявленных изначально 176 тыс. т. В целом соглашение предполагает перевалку более 9,8 млн т грузов в 2021–2023 гг. Белорусские производители также положительно оценивают сотрудничество с Россией по перевозке и перевалке нефтепродуктов. По словам пресс-секретаря концерна «Белнефтехим» Александра Тищенко, условия, предоставляемые Россией для грузоотправителей, во многом лучше, чем условия, предлагаемые прибалтийской стороной. Перевозки осуществляются быстро, удобно и выгодно, поэтому существуют перспективы для дальнейшего сотрудничества.

Строительные грузы и цемент: восстановление строительной отрасли продолжается
Погрузка строительных грузов в марте сократилась к аналогичному периоду прошлого года на -10,9 % и составила 9,8 млн т. Погрузка цемента в марте выросла на +5,3 % и составила 2,0 млн т. Всего с начала года было погружено 26,2 млн т строительных грузов (-8,8 % к аналогичному периоду прошлого года) и 4,5 млн т цемента (-3,0 %).
По данным Росстата, за три месяца 2021 г. в России ввели в эксплуатацию 17,8 млн м2 жилой недвижимости, что на +15 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам, Ирека Файзуллина прирост темпов ввода жилья за март 2021 года по отношению к мартовскому показателю прошлого года составил почти +20 %. Увеличение темпов ввода — это ответ на принятые в прошлом году меры господдержки, которые продолжают действовать и сегодня. Для сохранения положительной динамики на рынке жилой недвижимости целесообразно продолжать поддержку важнейших сегментов и формировать новые точки роста. Так, накануне премьер-министр анонсировал расширение программы «Семейная ипотека», с помощью которой семьи с детьми теперь могут построить частный дом. Программа, вероятно, станет востребованной, так как статистика свидетельствуют о том, что популярность индивидуального жилищного строительства растет.
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин призвал глав российских регионов в кратчайшие сроки ускорить строительство дорог и добиваться перевыполнения планов. По его словам, в приоритете - ускоренная реализация нацпроекта "Безопасные качественные дороги" – достижение плановых показателей 2024 года уже в 2023 году. И это не только строительство новых автомобильных дорог, но и поддержание сети в нормативном состоянии, доведение до установленного показателя национального проекта.

Черные металлы: разнонаправленная динамика внутренних и экспортных перевозок
Погрузка черных металлов в марте сократилась на -1,7 % и составила 5,9 млн т. Всего с начала года было погружено 17 млн т (-5,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
В марте снизились перевозки на внутренних направлениях (-14 %), тогда как на экспортных направлениях погрузка выросла на +14 %. При этом больше всего экспортные поставки выросли в Турцию (в 1,5 раза), Мексику (в 2 раза) и в Италию (в 1,5 раза).
Как сообщает Федеральная служба государственной статистики, производство нелегированной стали (в слитках или прочих первичных формах) и полуфабрикатов из неё выросло за первый квартал 2021 г. на +7,6 %. В марте российские металлурги выплавили 5,4 млн т стали - на +13 % больше, чем за март прошлого года, и на +12,1 % к февралю.
Группа ММК ожидает роста спроса на сталь в России на +3,6 % в 2021 году. В частности, спрос со стороны строительного сектора может вырасти на +4 %, со стороны автомобилестроения - на +10 %, вагоностроения - на +8 %, машиностроения - на +1,5-2 %, со стороны трубной отрасли - на +2-2,5 %.

Руда: рост погрузки на фоне увеличения добычи
Погрузка руды в марте выросла на +1,0 % и составила 10,1 млн т. Добыча металлических руд показала рост объемов как по сравнению с мартом 2020 г., так и по сравнению с февралем 2021 г. – на +1,5 % и на +11,9 % соответственно. Сырой железной руды в марте добыто 27,5 млн т, что на +4,1 % больше, чем за аналогичный период 2020 года, и на +16,5 % больше, чем в феврале 2021 г. Всего с начала года было погружено 28,7 млн т (- 3,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В марте экспортные перевозки сократились на -5 %, тогда как внутренние перевозки выросли на +2 %. Больше всего в марте поставки снизились в Китай (-20 %) и Италию (в 2 раза).
Причина переключения перевозок – в высоких ценах на сталь, что делает более привлекательными поставки на мировой рынок продукции с высокой добавленной стоимостью, а не сырьевой экспорт.

Лесные грузы: рост внутренних перевозок
Погрузка лесных грузов в марте сократилась к уровню марта предыдущего года на -2,6 % и составила 3,8 млн т. Всего с начала года было погружено 10,5 млн т (+0,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
В марте внутренние перевозки выросли на +1,0 %, тогда как экспорт сократился на -8,2 %. Основное падение экспорта произошло в Китай (-10 %).
По данным ИПЕМ, несмотря на общий спад перевозок лесных грузов, фиксируемый с 2018 года, объем их транспортировки по сети ОАО «РЖД» в контейнерах растет. На фоне государственного стимулирования повышения глубины переработки лесной продукции и, соответственно, повышения требований к условиям транспортировки институт ожидает сохранения данного тренда. По оценке экспертов, объем перевозок лесных грузов в контейнерах в 2021 году вырастет на +5,9 %, в то время как погрузка лесных грузов на экспорт снизится на -1,2 %.

Зерно и продукты перемола: падение экспорта
Погрузка зерна в марте осталась на уровне прошлого года и составила 2,3 млн т. Всего с начала года было погружено 7,5 млн т (+31,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
В марте экспортные перевозки сократились на -4,5 %, а внутренние перевозки выросли на +5,3 %.
По мнению директора департамента стратегического маркетинга аналитического центра "Русагротранс" Игоря Павенского, Россия после вступления в силу вывозных пошлин постепенно снижает экспорт зерна, в частности, поставки в апреле по сравнению с апрелем прошлого года могут упасть более чем в 2,7 раза. По его оценке, поставки зерна из РФ на внешние рынки с июля 2020 года по март 2021 года составили 44,4 млн т. Прогноз экспорта на апрель — 1,6 млн т, заметно ниже 4,42 млн т прошлого апреля, когда было ослабление рубля и активно росли цены. В том числе вывоз пшеницы оценивается в 0,9 млн т против 3,36 млн т в апреле 2020 года. Всего экспорт зерна в сезоне 2020-2021 (без учета ЕАЭС) эксперт оценивает в 45 млн т, с ЕАЭС – примерно в 48,4 млн т.
В то же время, эксперты позитивно оценивают урожай нового сезона. По текущим прогнозам, в 2021 г. он составил 127 млн т зерна, что является одним из лучших результатов за всю историю страны.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в марте составила 5,7 млн т (+3,6 % к марту прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 16,5 млн т (+5,9 % к аналогичному периоду прошлого года).
В марте экспорт вырос на +15,1 %, преимущественно за счет увеличения поставок в Бразилию (+60 %) и США (+25 %).
Министерство торговли США приняло окончательное решение о введении пошлин на импорт фосфорсодержащих удобрений из России. Как отмечается в сообщении, власти США в ходе проведенного расследования пришли к окончательному выводу о том, что импорт фосфорных удобрений из России наносит ущерб американской экономике. Согласно принятому ранее решению, пошлины для компании "Апатит", входящей в группу "Фосагро", установлены на уровне 9,19 %. Для "Фосфорита", входящего в "Еврохим", пошлина составит 47,05 %, для остальных производителей из РФ - 17,2 %.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАВОК АРЕНДЫ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в апреле выросла до 700- 800 руб./сутки.
Активный парк в марте вырос с 501 до 518 тыс. ед., рост наблюдается практически по всем крупным категориям грузов: уголь, стройматериалы, руда, металл, лом. В результате уровень профицита парка полувагонов сократился с 42 до 25 тыс. ед. и составил 4,2 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД, что на -60 % ниже уровня показателя марта 2020 г
В марте 2021 г. эффективность сохранилась на уровне февраля, что соответствует сезонной динамике. Отставание от марта 2020 года составило -0,4 %. Таким образом, рост активного парка полувагонов происходит практически без снижения эффективности его работы, что должно позитивно сказаться на доходности оперирования в марте.
В марте 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 6,4 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +28 % и на +36,9 % выше уровня предыдущего месяца. В марте доля вагонов с осевой нагрузкой 25 тс в структуре выпуска составила 49 %.

Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Март - апрель 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок