logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Май - июнь 2021

05 июля 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

Рекордный уровень Ж/Д показателей
В мае показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 110,9 млн т, что на +10,3 % выше уровня аналогичного периода прошлого года и является рекордным майским уровнем за последние 10 лет. Грузооборот составил 227,5 млрд т-км, что стало новым рекордом для данного месяца за всю историю России и на +8,3 % выше уровня мая 2020 г.
В мае выросли перевозки всех ключевых грузов, перевозимых по железной дороге. Рост перевозок угля составил +17,8 % к маю прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +9,9 %, строительных грузов - +6,9 %, железной руды - +1,0 %, черных металлов - +13,5 %, лесных грузов - +2,9 %, удобрений - +3,7 %, цемента - +4,2 % и зерна (+13,3 %).
По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, конъюнктура мирового рынка сырья благоприятствует российскому экспорту: мировая экономика восстанавливается, спрос растет быстрее, чем предложение, а масштабная эмиссия доллара способствует повышению цен. При этом 2021 г. был существенно холоднее, чем 2020 г., что стимулировало спрос на энергоносители и способствовало повышению цен на энергетический уголь, говорит эксперт. Эксперт отмечает ухудшение качества грузовой базы в связи со снижением перевозок нефтеналивных грузов, стагнацией в перевозках черных металлов, которые так и не восстановились после резкого падения в 2020 г., несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру. Устойчиво позитивная динамика сохраняется в контейнерных перевозках, в то время как на рынке лома и зерновых грузов ситуация будет ухудшаться в связи с экспортными пошлинами.

Уголь: рекорд погрузки за всю историю России
Погрузка угля в мае выросла на +17,8 % к маю прошлого года и составила 31,7 млн т, установив рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 155 млн т (+9,4 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение поставок произошло в Турцию (+1,2 млн т к маю 2020 г.), Китай (+650 тыс. т), Индию (+650 тыс. т) и на Украину (+500 тыс. т).
Рост спроса со стороны Турции по-прежнему обусловлен увеличением выплавки металлургических предприятий в стране. По данным WSA, в мае 2021 г. местные металлургические компании выплавили 3,24 млн т стали, что на +42,4 % больше, чем годом ранее, и на +5,8 % больше, чем в мае 2019 г. Объем производства за пять месяцев прибавил +21,2% по сравнению с январем-маем 2020 г. до 16,3 млн т.
По данным Национального бюро статистики, в Китае добыча угля в январе-мае 2021 года выросла на +8,8 % по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 1,62 млрд т. Однако в мае было добыто 330 млн т — темпы роста значительно замедлились, составив всего +0,6 %. В мае Китай импортировал свыше 21 млн т угля всех видов, что на -4,6 % меньше по сравнению с тем же месяцем годом ранее. В январе-мае 2021 года импорт угля составил 111,17 млн т — на -25,2 % меньше относительно того же периода годом ранее. Из-за недостаточных поставок угля на ТЭС в Китае возник дефицит электроэнергии. Региональные власти рассматривают введение лимитов на потребление электроэнергии, чтобы избежать веерных отключений.
Индия заявила о желании ежегодно приобретать у России по меньшей мере 40 млн т коксующегося угля, который идёт на топливо для доменных печей. Российское Минэнерго и индийское министерство сталелитейной промышленности подготовили проект меморандума о сотрудничестве. Согласно данным министерства металлургии Индии, по итогам мая 2021 г. индийские металлургические предприятия увеличили выплавку стали на +36 % в годовом сопоставлении и на +2,6 % относительно апреля.

Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в мае выросла к уровню прошлого года на +9,9 % и составила 17,7 млн т. Всего с начала года было погружено 89,9 млн т (-2,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
«Газпром нефть» сделала выбор в пользу железнодорожной отгрузки газового конденсата, который компания с 2025 г. будет добывать на месторождениях Бованенково и Харасавей на Ямале. Прежде компания рассматривала вариант создания морского терминала на Харасавее, но ОАО РЖД гарантировало ей более выгодные условия перевозки. Для ОАО РЖД соглашение с «Газпром нефтью» обеспечит рост высокодоходной грузовой базы на 3 млн тонн в год.
По оценке Дмитрия Нарежного, руководителя отдела комплексных исследований ИПЕМ, без изменения существующих условий тарифного регулирования перевозок нефтепродуктов на железнодорожном и трубопроводном видах транспорта ввод в эксплуатацию новых трубопроводов неизбежно будет приводить к переходу нефтеналивных грузов с железных дорог на трубу.

Строительные грузы и цемент: рост строительной активности сохраняется
Погрузка строительных грузов в мае выросла к аналогичному периоду прошлого года на +6,9 % и составила 12,4 млн т. Погрузка цемента в мае выросла на +4,2 % и составила 2,5 млн т. Всего с начала года было погружено 49,4 млн т строительных грузов (-3,3 % к аналогичному периоду прошлого года) и 9,3 млн т цемента (+6,1 %).
Президент РФ Владимир Путин заявил о возможности рекордного объема ввода жилья в 2021 г. За первые пять месяцев текущего года запущены новые проекты по строительству жилья почти на 15 млн м2, что на 78 % больше, чем за тот же период прошлого года. За январь-май текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого годом показатель вырос уже на +24 % (более 27 млн м2).
По предложению президента Правительство выделит дополнительные 30 млрд рублей на ремонт не менее 2 тыс. км автомобильных дорог в 84 регионах страны в дополнение к 100 млрд руб., которые были выделены весной текущего года. Нацпроект безопасных и качественных автодорог продлен до 2030 г. Его бюджет на период 2021-2030 гг., согласно представленным в конце прошлого года расчетам Минтранса РФ, превышает 11,5 трлн руб.
В 2021 г. в состав нацпроекта вошли два новых федеральных проекта: по модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях (финансирование до 2030 г. - более 620 млрд руб., дополнительное финансирование прорабатывается); и по развитию федеральной магистральной сети (финансирование до 2030 г. - 4,4 трлн руб.) Отдельное внимание Минтранс планирует уделить ремонту и реконструкции аварийных и предаварийных мостов, а также строительству путепроводов на региональных и местных дорогах - эти мероприятия будут реализованы в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» (самый капиталоемкий в нацпроекте - почти 6,3 трлн руб. до 2030 г.)
По данным ИПЕМ, экспортные поставки цемента в мае 202 года сократились на -9,4 %, при этом внутренний спрос на цемент увеличился на +9,3 %. Внутренний спрос на цемент в значительной мере формируется со стороны строительного сектора.

Черные металлы: погрузка растет на фоне увеличения спроса
Погрузка черных металлов в мае выросла на +13,5 % и составила 5,9 млн т. Всего с начала года было погружено 28,8 млн т (+0,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
Правительство России утвердило введение временной пошлины на экспорт черных металлов. Пошлины будут состоять из базовой ставки (15 %) и специфического компонента (в долларах за 1 т). Его величина рассчитывается в зависимости от степени переработки продукции с учетом динамики мировых цен по итогам пяти месяцев 2021 г. Так, для плоского горячекатаного проката и арматуры размер составит не менее $115, для холоднокатаного проката и проволоки — не менее $133, для нержавеющей стали и ферросплавов — не менее $150.
По оценкам «Открытие Research», во второй половине года котировки металлов продолжат снижение в сторону своих более фундаментально обоснованных уровней. Высокая эффективность операционной деятельности и благоприятная конъюнктура 1 пол. 2021 г. позволят большинству металлургических компаний в России без существенного ухудшения финансовых показателей преодолеть период нормализации цен даже с учетом вводимых пошлин.
По данным ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в мае 2021 года значительно вырос на +31,9 %, экспортные поставки снизились на 4,3%. Однако с 1 мая 2021 года Китай отказался от возврата НДС при экспорте 146 категорий стальной продукции, что может способствовать росту поставок в страну.

Руда: рост спроса на внутреннем рынке
Погрузка руды в мае выросла на +1,0 % и составила 10,6 млн т. Всего с начала года было погружено 49,5 млн т (-0,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае экспортные перевозки сократились на -13 %, тогда как внутренние перевозки выросли на +5 %. Больше всего в мае поставки снизились в Китай (-70 %).
Цены на железную руду сохраняют относительную стабильность на высоком уровне. Стоимость австралийского концентрата, поставляемого в Китай, с начала июня не опускалась ниже 200 $/т CFR. При этом китайская Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) объявила о начале расследования причин резкого повышения цен на уголь и железную руду в последние месяцы. Как отмечает NDRC, подорожание ЖРС оказывает давление на предприятия, находящиеся ниже в производственно-сбытовой цепочке. С начала апреля и по середину июня биржевые цены на железную руду в Китае выросли почти на +30 %. Но объявление NDRC о ценовом мониторинге и контроле привело к падению котировок.

Лесные грузы: рост погрузки на внутренних направлениях
Погрузка лесных грузов в мае выросла к уровню мая предыдущего года на +2,9 % и составила 3,6 млн т. Всего с начала года было погружено 17,9 млн т (+2,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае перевозки выросли на внутренних направлениях выросли на +15 %, тогда как на экспортных направлениях погрузка снизилась на -4 %.
По данным Ассоциации деревянного домостроения, российский рынок домостроения испытывает дефицит в 2-2,5 млн м3 древесины, что составляет около 30-40 % от ежегодного потребления. В связи с этим пиломатериалы продолжают дорожать - только с начала июня рост цен составил более 30 %. Резкий рост цен на пиломатериалы начался в России с осени 2020 г. на фоне повышенного спроса на этот материал практически во всем мире, который, в свою очередь, привел к его дефициту. По данным ассоциации, стоимость доски только за три недели июня выросла на +32%, а с начала 2020 г. - почти в три раза. Как следствие, цена деревянного дома в России с октября 2020 г. увеличилась в среднем на +40 %.

Зерно и продукты перемола: возобновление роста погрузки
Погрузка зерна в мае выросла к уровню мая прошлого года на +13,3 % и составила 1,7 млн т. Всего с начала года было погружено 11 млн т (+14 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае перевозки выросли как на экспортных, так и на внутренних направлениях. По данным директора департамента стратегического маркетинга аналитического центра «Русагротранс» Игоря Павенского, за март-май на фоне экспортной пошлины в 50 €/т (действовала до 2 июня) экспорт пшеницы составил всего 2 млн т. Ожидается, что июньский экспорт пшеницы достигнет 2,6 млн т, что немногим ниже рекордного уровня июня 2018 г., когда было отгружено 2,69 млн т.
В новом сельхозгоду (начинается 1 июля 2021 года) валовой сбор пшеницы может несущественно снизится - до 84,5 млн т, что позволит сформировать экспортный потенциал на уровне 41,5 млн т.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в мае составила 5,6 млн т (+3,7 % к маю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 27,4 млн т (+5,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
В мае экспорт вырос на +3,1 %, преимущественно за счет увеличения поставок в Бразилию (+700 тыс. т), тогда как перевозки на внутренних направлениях остались на уровне прошлого года.
«Уралхим» и «Уралкалий» в конце июня заявили о заморозке цен на хлоркалий и аммиачную селитру для российских аграриев на период осенней посевной кампании на уровне мая 2021 года. За пять месяцев 2021 г. рост цен на калий для сельского хозяйства составил +15 %, а на аммиачную селитру — +25 %. В 2020 г. «Уралхим», по данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), был третьим по объемам поставок удобрений на российский рынок с долей 14,73 % после «ФосАгро» и «Еврохима». Доля поставок «Уралкалия» в России незначительна, хотя эта компания занимает более 20 % мирового рынка калия.

СТАВКИ АРЕНДЫ ВЫРОСЛИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в июне выросли до 800-900 руб./сутки.
Активный парк вырос с 520 до 523 тыс. ед., сезонный рост продолжается в сегменте перевозок стройматериалов. В результате уровень профицита парка полувагонов сократился с 21,6 до 18,4 тыс. ед. и составил 3,2% от списочного парка полувагонов на сети РЖД.
В мае 2021 г. эффективность снизилась относительно апреля 2021 г. на -1,0 %, что соответствует сезонной динамике. Отставание от 2020 года составляет -2,0 %, а относительно уровня 2019 г. -1,9 %. Таким образом, рост активного парка полувагонов происходит за счёт менее логистически эффективных перевозок стройматериалов, что обуславливает стагнацию ставок.
В мае 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 5,6 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +68 %, но ниже уровня апреля на -6 %.


Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Май - июнь 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок