logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Октябрь - ноябрь 2021

30 ноября 2021

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

ПОКАЗАТЕЛИ Ж/Д ПЕРЕВОЗОК ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
В октябре показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 110,3 млн т, что на +0,5 % выше уровня октября 2020 г. Грузооборот составил 231 млрд т-км, что на +3,4 % выше уровня октября 2020 г.
В октябре выросли перевозки нефти и нефтепродуктов (+10,1 %), черных металлов (+9,1 %), лесных грузов (+6,5 %), удобрений (+5,9 %) и цемента (+4,2 %). Снизились перевозки угля (-0,9 %), строительных грузов (-8,4 %), железной руды (-2,9 %) и зерна (-25,0%).Погрузка за январь-октябрь выросла на +3,4 % к аналогичному периоду прошлого года. С учетом планов погрузки на ноябрь и декабрь в РЖД ожидают прироста показателя по итогам года на +3,3 -%. 

Уголь: рост экспорта продолжился
Погрузка угля в октябре сократилась на -0,9 % к октябрю прошлого года и составила 32,4 млн т. Всего с начала года было погружено 309,3 млн т (+7,0 % к аналогичному периоду прошлого года).
В октябре перевозки на экспорт продолжили расти (+4,1 %), в то время, как погрузка на внутренние направления сократилась на -7,1 %. Основное увеличение поставок произошло в Турцию (+1,3 млн т к октябрю 2020 г.), Индию (+780 тыс. т) и в Китай (+350 тыс. т).
В октябре выплавка стали в Турции выросла на +8,0 %, что обуславливает рост импорта угля в страну. По оценкам экспертов, энергетический сектор Турции может потреблять около 20-25 млн т энергетического угля в год. При этом спрос увеличится примерно на 2,5 млн т в год после того, как в конце этого года начнет работу электростанция Emba Hunutlu мощностью 1,3 ГВт.
По словам министра энергетики Индии Р. К. Сингха, в конце октября большинство из 135 угольных ТЭС Индии располагали запасами топлива менее, чем на три дня, и проблема может сохраняться в течение пяти-шести месяцев. Поэтому страна намерена создать стратегические запасы импортного угля для недопущения сбоев в поставках электроэнергии в будущем. В настоящее время зависимость Индии от угля очень велика –доля угля в энергетическом балансе страны превышает 70 %. Вдобавок, правительство Индии прогнозирует, что мощность индийских угольных электростанций вырастет до 267 ГВт к 2030 г. с 208 ГВт в текущем году. Прогнозируемый срок работы новых угольных электростанций - не менее 30 лет, что укрепит роль топлива в энергетическом балансе страны.
Китай в октябре увеличил объемы импорта угля почти в два раза, согласно данным главного таможенного управления КНР. Закупки составили 26,9 млн т угля, что на +96,2 % больше аналогичного показателя прошлого 2020 года. Всего, отмечает таможня, за январь-октябрь Китай импортировал 257,34 млн т угля, — на +1,9 % больше в годовом выражении. Власти Китая такими закупками решают проблему нехватки угля в стране, дефицит фиксируется с конца сентября: многие заводы были вынуждены сократить производство. Это случилось на фоне резкого роста мировых цен на энергоносители. В сентябре большинство провинций Поднебесной ввели ограничения на потребление электроэнергии. Сотни энергоемких предприятий приостановили свою работу.

Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в октябре выросла к уровню прошлого года на +10,1 % и составила 18,5 млн т в значительной степени за счёт эффекта низкой базы: без учёта 2020 г. погрузка находится на минимальном уровне для данного месяца за 2010-2019 гг. Всего с начала года было погружено 178,6 млн т (+3,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В октябре перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Больше всего поставки выросли в Италию – отгрузки превысили показатель аналогичного периода прошлого года на +520 тыс. т.
Председатель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков заявил, что Белоруссия рассчитывает до конца текущего года отгрузить через российские порты не менее 2,3 млн т нефтепродуктов, что на +35 % выше запланированного показателя. В феврале текущего года Белоруссия и Россия подписали межправительственное соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны через российские морские порты. Сам экспорт начался с марта. Ранее основной объем белорусского экспорта нефтепродуктов шел через порты стран Балтии.
В ноябре Минэнерго допустило субсидирование железнодорожных поставок топлива для сибирских регионов. Субсидирование перевозок на Дальний Восток планируется в 2022 23 гг. В пояснительной записке к проекту федерального бюджета на ближайшие три года на эти цели из федерального бюджета предполагается направить 9,841 млрд и 8,934 млрд руб. соответственно. 

Строительные грузы и цемент: ожидается рекордный объем строительства в 2021 г.
Погрузка строительных грузов в октябре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на -8,4 % и составила 10,9 млн т. Погрузка цемента в октябре выросла на +4,2 % и составила 2,5 млн т. Всего с начала года было погружено 108 млн т строительных грузов (-4,9 % к аналогичному периоду прошлого года) и 22,9 млн т цемента (+5,3 %).
В январе-октябре 2021 года в России введено 72,5 млн м2 жилья, что на +31,8 % или на 17,5 млн м2 больше, чем за аналогичный период 2020 г. По оценке вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, ввод жилья в 2021 г. может стать максимальным за историю Российской Федерации. Ранее Хуснуллин сообщал, что около 86 м2 жилья будет введено в эксплуатацию в России по итогам 2021 г. Согласно данным Росстата, итоговый показатель ввода жилья на территории России в 2020 году составил 82,2 млн м2, что больше результата 2019 г. на 143 м2.
Правительство РФ направит на развитие сети автомобильных дорог в России в этом году 93 миллиарда рублей, около половины из них - на строительство скоростной трассы Москва – Нижний Новгород – Казань. Это почти половина из того, что запланировано 2021-2022 годы.
Эксперты отмечают высокую активность строительной отрасли, которая привела к удорожанию материалов. Стоимость цемента с апреля по октябрь выросла на +25 %, и тренд на повышение сохраняется. Более того, по словам участников рынка, в ноябре отмечалась нехватка цемента на рынке, что обычно случается только в разгаре сезона.

Черные металлы: переориентация на экспортные направления
Погрузка черных металлов в октябре выросла к уровню прошлого года на +9,1 % и составила 6,0 млн т. Всего с начала года было погружено 56,7 млн т (+3,0 % к аналогичному периоду прошлого года).
В октябре внутренние перевозки сократились на -9,0 %, тогда как экспортные отправки выросли на +12,5 %. Больше всего отгрузки выросли в Мексику (в 2,5 раза), Турцию (+40 %) и США (+85 %).
Согласно данным Росстата, в октябре 2021 года металлургическое производство осталось на уровне прошлого года. По сравнению с сентябрем 2021 года рост составил +0,5 %. За десять месяцев 2021 года выпуск металлургической продукции увеличился на +0,6 % по сравнению с январем – октябрем 2020 года.
Согласно октябрьскому прогнозу World Steel Association (worldsteel), по итогам 2021 г. спрос на металлопрокат в мире вырастет на +4,5 % в годовом сопоставлении до 1 855,4 млн т после роста на +0,1 % до 1 775,4 млн т в 2020 г. Эксперты считают, что Россия останется в топ-10 мировых потребителей стали с ожидаемым объёмом в 2021 г. 43,4 млн т (+2,4 %), в 2022 - 44,7 млн т (+3 %).

Руда: снижение погрузки на всех направлениях
Погрузка руды в октябре сократилась на -2,9 % и составила 10,0 млн т. Всего с начала года было погружено 100,2 млн т (+0,3 % к аналогичному периоду прошлого года). В октябре перевозки сократились на всех направлениях.
По данным Росстата, добыча металлических руд в октябре 2021 года выросла на +3,2 % по сравнению с октябрем 2020 года.
По оценке аналитиков Fitch,, мировой рынок железной руды будет сбалансирован в 2022 г. после дефицита в 2021 г. Цены на сырье будут на уровне предыдущих прогнозов –160 $/т. При этом международное рейтинговое агентство Moody’s ожидает постепенного снижения после 2022 г. мировых цен на железную руду до среднего уровня 70-80 $/т, который был зафиксирован в 2016-2019 гг.

Лесные грузы: погрузка растет на всех направлениях
Погрузка лесных грузов в октябре выросла к октябрю предыдущего года на +6,5 % до 3,3 млн т. Всего с начала года было погружено 35,6 млн т (+2,8 % к аналогичному периоду прошлого года). В октябре перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях.
В ноябре стало известно, что Правительство с 1 января 2022 года ограничит вывоз грубо обработанных влажных пиломатериалов толщиной более 10 см. Таким образом экспортеры маскируют попытки вывозить кругляк. На такое бревно будет установлена заградительная вывозная таможенная пошлина. С января также будет фактически действовать запрет экспорта необработанных круглых древесных бревен из хвойной древесины и ценных лиственных пород. Эта мера позволит оставить на территории России, по оценке Минпромторга, около 6 млн м3 хвойной древесины, примерно столько кругляка пока еще экспортируется из страны.

Зерно и продукты перемола: снижение погрузки продолжилось
Погрузка зерна в октябре снизилась к уровню октября прошлого года на -25,0 % и составила 2,4 млн т. Всего с начала года было погружено 20,4 млн т (-5,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
В октябре перевозки снизились на экспортных направлениях, тогда как погрузка на внутренних направлениях осталась на уровне прошлого года.
По данным аналитиков «Русагротранса», с начала нового сельхозсезона Россия поставила за рубеж более 21 млн т зерна, что на 4 т меньше, чем за аналогичный период 2020 г. На середину ноября была экспортирована половина от ожидаемого в этом году объема экспорта зерна, а именно 41,5 млн т. С июля по ноябрь по железной дороге было перевезено 5,84 млн т — 28 %, что стало наибольшим результатом с 2014 г., если не считать рекордно урожайные 2017 год (29 %) и 2020 год (36 %). Эксперты считают, что доля ж/д перевозок в экспорте сельхозпродукции будет расти на фоне сокращения объемов зерна, доступных на коротких расстояниях, прекращения речной навигации до весны и традиционного уменьшения рейдовой перевалки из-за ухудшения погодных условий в зимние месяцы.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в октябре выросла к уровню прошлого года на +5,9 % и составила 5,4 млн т, установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала года было погружено 53,7 млн т (+3,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
В октябре поставки на экспортных направлениях выросли на +14,8 %. Основное увеличение экспорта произошло в Бразилию – поставки в страну выросли на +75 % к аналогичному периоду прошлого года.
Минпромторг и Минсельхоз собираются до конца ноября утвердить помесячный план поставок с декабря 2021 года до конца 2022 года. Его составят для каждой компании, региона и вида удобрений. Минсельхоз обязал химические компании установить и поддерживать цены на свою продукцию до конца мая 2022 года. Также производители должны подписать соглашения о поставках минимум с 16 регионами РФ. По оценкам Ассоциации производителей удобрений (РАПУ), российскому агропромышленному комплексу (АПК) в 2022 году необходимо поставить 4,7 млн т удобрений в д.в. регион.

СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в ноябре выросла до 1 300 – 1 600 руб./сутки для долгосрочных контрактов, спотовая ставка – 1 800 – 2 400 руб./сутки.
Активный парк в октябре вырос с 541 до 546 тыс. ед., при этом активный парк, задействованный в перевозках угля достиг исторического пика – 309,4 тыс. ед. Уровень профицита парка полувагонов снизился до 3,2 тыс. ед. и составил 0,6 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД
В октябре 2021 г. эффективность выросла к сентябрю на +1,4 %, но остаётся на минимальном уровне за последние 4 года
В октябре 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 5,3 тыс. ед., что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на -10,5 % и ниже уровня предыдущего месяца на -9,  %.

Обзор подготовлен 
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации
Вы можете обратиться к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru




Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Октябрь - ноябрь 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок