logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Сентябрь - октябрь 2021

09 ноября 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

ПОКАЗАТЕЛИ Ж/Д ПЕРЕВОЗОК ПО-ПРЕЖНЕМУ РАСТУТ
В сентябре показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 106,4 млн т, что на +1,2 % выше уровня сентября 2020 г. Грузооборот составил 217,1 млрд т-км, что на +2,4 % выше уровня сентября 2020 г.
В сентябре выросли перевозки всех ключевых грузов, перевозимых по железной дороге, за исключением строительных грузов (-11,7 %), цемента (-3,8 %) и зерна (-22,6 %). Рост перевозок угля составил +2,3 % к сентябрю прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +10,7 %, железной руды - +2,1 %, черных металлов (+5,9 %), удобрений - +2,0 %.
По прогнозам ИПЕМ, погрузка грузов в этом году составит 1 272,2–1 280,9 млн т, что выше уровня «доковидного» 2019 года. В частности, погрузка каменного угля может прирасти относительно прошлого года в текущем году на +5,9-6,8 %, нефтяных грузов +2,2-3,1 %, черных металлов +2-2,8 %, химических и минеральных удобрений +2,8-3,7 %. При этом снизится погрузка строительных грузов на -5,1-4,2 % и зерна на -9,8-6,2 %.

Уголь: рост продолжился
Погрузка угля в сентябре выросла на +2,3 % к сентябрю прошлого года и составила 30,8 млн т. Всего с начала года было погружено 276,9 млн т (+8,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре перевозки выросли преимущественно за счет экспортных отправок. Основное увеличение поставок произошло в Турцию (+850 тыс. т к сентябрю 2020 г.), Индию (+650 тыс. т) и в Китай (+400 тыс. т).
Согласно прогнозу министерства промышленности и технологий Турции, по итогам 2021 г. производство стали в стране может превысить 40 млн т (в 2020 году – 36 млн т), что будет способствовать устойчивому спросу страны на импортный уголь.
Во время проведения "Российской энергетической недели" глава Министерства энергетики Николай Шульгинов и министр сталелитейной промышленности Индии Рам Чандра Прасад Сингх подписали меморандум о взаимопонимании с целью развития сотрудничества в угольной отрасли. В соответствии с соглашением, Россия увеличит поставки в Индию угля до 40 млн т в год.
По словам посла РФ в КНР Андрея Денисова, Китай выразил готовность резко увеличить импорт ископаемых видов топлива из России. Это связано, в первую очередь, с разразившимся в стране во второй половине 2021 года энергетическим кризисом, а также с рядом проблем в экономике, которые может усугубить предстоящая, согласно прогнозам, холодная зима.
Вдобавок, эксперты уверены, что Китай не станет импортировать уголь из Австралии, несмотря на энергетический кризис, вследствие которого в стране начались отключения электричества из-за нехватки электроэнергии.

Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в сентябре выросла к уровню прошлого года на +10,7 % и составила 17,6 млн т в значительной степени за счёт эффекта низкой базы: без учёта 2020 г. погрузка находится на минимальном уровне для данного месяца за 2005 2019 гг. Всего с начала года было погружено 160,1 млн т (+2,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре экспортные перевозки выросли в Италию – поставки превысили показатель аналогичного периода прошлого года на +575 тыс. т.
Эксперты агентства Argus зафиксировали самый низкий показатель железнодорожных поставок нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в течение 9 месяцев года за весь период мониторинга, то есть с 2009 года. Поставки, включая комбинированные отгрузки, снизились в январе – сентябре на 1,4 тыс. т/сут. (400 тыс. т) относительно аналогичного периода 2020 года, до 27,3 тыс. т/сут. (7,44 млн т). Как пояснили аналитики агентства, развитие мощностей «Транснефти» и снижение доходности процессинга из-за налогового маневра правительства России подтолкнуло переработчиков к переходу на более дешевые трубопроводные отгрузки сырья.
В порту Новороссийска к 2025 году планируется модернизировать нефтеналивные терминалы ИПП, НМТ и «Транснефть-Терминал». На «Транснефть-Терминале» построят новые резервуары, повысят скорость погрузки танкеров и реконструируют железнодорожные эстакады для приема светлых нефтепродуктов. Это позволит увеличить объемы танкерных партий с целью снижения стоимости экспорта в Азию. С 2025 года на «Транснефть-Терминале» начнут перегружать товарный бензин.

Строительные грузы и цемент: восстановление отрасли продолжается
Погрузка строительных грузов в сентябре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на -11,7 % и составила 11,3 млн т. Погрузка цемента в сентябре снизилась на -3,8 % и составила 2,5 млн т. Всего с начала года было погружено 97,1 млн т строительных грузов (-4,6 % к аналогичному периоду прошлого года) и 20,4 млн т цемента (+6,0 %).
Ввод жилья в России с января по сентябрь 2021 года вырос на +30 % по сравнению с прошлым годом и достиг 62,7 млн м2, по данным Росстата. Лидерами по объему введенного жилья за январь-сентябрь стали Московская область (более 7,1 млн м2), Москва (более 5,1 млн м2) и Краснодарский край (более 3,8 млн м2). В сентябре 2021 года введено в эксплуатацию более 10,3 млн м2 жилья, что на +31 % превышает показатель аналогичного месяца 2020 года.
Глава Минстроя Ирек Файзуллин озвучил планы по вводу жилья в текущем году на уровне 85,5 млн м2. Президент РФ Владимир Путин на съезде «Единой России» не исключил, что в 2021 году будет поставлен рекорд по вводу жилья в стране, включая советский период. Сейчас рекордным по данному показателю является 2015 год – 85,3 млн м2.
По прогнозу Министерства экономического развития, в 2021 году ожидается рост производства неметаллических минеральных продуктов, в том числе цемента, на +3,2 %. Рост рынка цемента по итогам года может превысить +5 %, считают аналитики.

Черные металлы: рост перевозок за счет экспорта
Погрузка черных металлов в сентябре выросла к уровню прошлого года на +5,9 % и составила 5,4 млн т. Всего с начала года было погружено 50,7 млн т (+2,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре экспортный грузопоток продолжил расти – поставки выросли в Мексику, Турцию и США.
Согласно данным Росстата, в сентябре 2021 года металлургическое производство выросло по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на +4,3 %. По сравнению с августом 2021 года рост составил +3,7 %. За девять месяцев 2021 года выпуск металлургической продукции увеличился на +0,7 % по сравнению с январем–сентябрем 2020 года.
По оценке ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в сентябре 2021 года сократился на -1,4 %, экспортные поставки выросли на +16,1 %, несмотря на летнее повышение экспортных пошлин. При этом в конце сентября принято решение о снижении размера экспортных пошлин до 5 % (уровень пошлин до летнего повышения).

Руда: рост погрузки за счет увеличения экспорта
Погрузка руды в сентябре выросла на +2,1 % и составила 9,7 млн т. Всего с начала года было погружено 90,2 млн т (+0,7 % к аналогичному периоду прошлого года). В сентябре экспортные перевозки выросли на +7,7 %, тогда как внутренние перевозки остались на уровне прошлого года.
По данным Росстата, добыча металлических руд в сентябре 2021 года выросла на +2,5 % по сравнению с сентябрем 2020 года, но снизилась на -5,8 % по сравнению с августом 2021 года. За девять месяцев добыча металлических руд увеличилась на +0,4 %.
По оценке вице-президента Центра стратегических разработок Татьяны Горовой, темпы роста погрузки руды в целом будут поддерживаться за счет роста спроса на металлургическую продукцию благодаря нынешним темпам строительства в стране.
В долгосрочную перспективу спрос на погрузку металлургии будет поддерживаться со стороны Китая на фоне восстановления экономики и мер господдержки строительной отрасли. По ее оценке, в 2022 году объем погрузки железной и марганцевой руды превысит показатели 2019 года и составят 145,6 млн т, в 2023 году – 147,4 млн т, в 2024-м – 149,3 млн т и в 2025 году – 151,2 млн т.

Лесные грузы: погрузка растет на всех направлениях
ПоПогрузка лесных грузов в сентябре осталась на уровне сентября предыдущего года и составила 3,4 млн т. Всего с начала года было погружено 32,3 млн т (+2,6 % к аналогичному периоду прошлого года). В сентябре перевозки выросли на внутренних направлениях, тогда как экспортные отправки сократились.
По оценке аналитического центра «ТрансЛеса», перевозки необработанной древесины для нужд российских предприятий остались основным драйвером роста в январе-сентябре 2021 г., который составил +8 % до 15,5 млн т. Российские предприятия увеличили производство товаров ЛПК по следующим номенклатурам: целлюлозы – на +0,9 %, бумаги и картона – на +7,2 %, пиломатериалов — на +2,5 %; фанеры — на +10,5 %, ДСП — на +22,7 %, ДВП — на +18,4 %.
Эксперты отмечали высокий спрос на мировом рынке в январе-сентябре 2021 г. на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию. Благоприятная рыночная конъюнктура сохранится в ближайшей перспективе как минимум до конца текущего года, если не произойдет резкого охлаждения рынка недвижимости Китая. С июля начали снижаться объемы продаж (июль -9 %, август -16 %, сентябрь -13 % год к году) и масштабы начала строительства новых объектов, что влияет на объемы экспортных поставок древесины в КНР. Серьезное влияние на рынок окажет разрешение ситуации с финансовым положением ведущего китайского оператора жилой недвижимости China Evergrande Group, переживающего кризис ликвидности.
По данным китайской таможенной статистики, доля России в поставках леса и пиломатериалов снизилась на 6 п. п. до 22 %. В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины, а также действующими логистическими ограничениями. Замещение объемов происходит за счет других стран-экспортеров. Например, поставки из Новой Зеландии по итогам 9 мес. выросли на +41 %, достигнув одинаковой с Россией доли в 22 %. Поставки из Германии возросли на +57 % с долей 14 %.

Зерно и продукты перемола: снижение погрузки продолжилось
Погрузка зерна в сентябре снизилась к уровню сентября прошлого года на -22,6 % и составила 2,4 млн т. Всего с начала года было погружено 18 млн т (-1,5 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре перевозки снизились как на экспортных, так и на внутренних направлениях. По оценке директора департамента стратегического маркетинга АО "Русагротранс" Игоря Павенского, в сентябре текущего года на экспорт было вывезено 5,6 млн т зерна (с учетом ЕАЭС), в том числе около 4,7 млн т пшеницы. В октябре 2020 г. поставки зерна из РФ были рекордными для этого месяца – 5,7 млн т, а пшеницы — 4,65 млн т.
В октябре возможно снижение поставок до порядка 3,8-4 млн т по зерну и до 2,8-3 млн т по пшенице. Вместе с тем, экспортные цены растут, а на внутреннем рынке цены стабильны, поэтому восстановление объемов поставок возможно в ноябре-декабре. По прогнозу "Русагротранса", экспорт пшеницы в текущем сезоне может составить 32-33 млн т, зерна в целом — 41-43 млн т.

Химические и минеральные удобрения: рост перевозок продолжился
Погрузка удобрений в сентябре выросла к уровню прошлого года на +2,0 % и составила 5,1 млн т, установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала года было погружено 48,3 млн т (+3,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
В сентябре поставки на экспортных направлениях выросли на +8,3 %. Основное увеличение экспорта произошло в Бразилию – поставки в страну выросли на +75 % к аналогичному периоду прошлого года.
На фоне снижения предложения, роста спроса, подорожания сырья и локальных ограничений поставок стоимость минудобрений не будет снижаться как минимум до середины 2022 года, полагают эксперты. Высокие цены компенсируют российским компаниям возможные последствия введения углеродного регулирования в Европе и введение пошлин на западных рынках. При этом, по мнению аналитиков, российским игрокам вряд ли стоит всерьез опасаться введения экспортных ограничений.

СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в октябре выросла до 1 000 – 1 400 руб./сутки для долгосрочных контрактов, спотовая ставка – 1 600 – 2 000 руб./сутки, в отдельных случаях – до 2 400 руб./сутки.
Активный парк вырос с 539 до 541 тыс. ед., при этом резко сократилось количество оптимизирующих логистику перевозок (уголь / стройматериалы и пр.), что в итоге привело к сохранению эффективности работы парка на низком уровне. Уровень профицита парка полувагонов незначительно вырос до 5, тыс. ед. и составил 0,9 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД.
В сентябре 2021 г. эффективность снизилась к августу на -0,3 % и остаётся на минимальном уровне за последние 4 года.
В сентябре 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 5,8 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +4,3 % и выше уровня предыдущего месяца на +10,2 %

Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Сентябрь - октябрь 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок