logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Январь - февраль 2021

10 марта 2021
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

Позитивная динамика погрузки и грузооборота
2021 год начался с позитивной динамики показателей железнодорожного рыка. В январе погрузка выросла до 101,2 млн т, что на +1,0 % выше уровня аналогичного периода прошлого года. Грузооборот составил 211,6 млрд т-км, что на +1,0 % выше уровня января 2020 г. Перевозки могли бы быть и выше, однако существенное влияние оказал календарный фактор – в январе 2021 года было 15 рабочих дней (в январе 2020 года – 17 рабочих дней);
В январе выросли перевозки угля (+5,2 %), лесных грузов (+9,4 %), удобрений (+10,6 %) и зерна (+68,8 %). Снизились перевозки нефти и нефтепродуктов (-9,6 %), строительных грузов (-3,8 %), железной руды (-2,9 %) и черных металлов (-10,8 %).
По мнению НКР (ООО «Национальные кредитные рейтинги»), медленное восстановление российской экономики в 2021 г. не позволит объемам погрузки РЖД перейти к росту в текущем году, но падение замедлится до -1 % с -2,7 % в 2020 г.


Уголь: рост экспортного грузопотока продолжился
Погрузка угля в январе выросла на +5,2 % к январю прошлого года и составила 30,8 млн т.
В январе экспортные перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года на +22 %. Основное увеличение поставок произошло в Китай (+800 тыс. т к январю 2020 г.), на Украину (+650 тыс. т), в Японию (+500 тыс. т) и Турцию (+300 тыс. т).
Эксперты прогнозируют, что потребление электроэнергии в большинстве районов Китая в первом квартале 2021 г. может вырасти на +20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что поддержит спрос на энергетический уголь. Ожидается, что экономика Китая вырастет на +14,8 % в первом квартале к аналогичному периоду 2020 г. Увеличение выработки электроэнергии в январе-марте 2021 г. на +20 % к январю-марту 2020 г. предполагает рост общего энергопотребления до 1 895 ТВт*ч. По оценке Argus, выработка ветровой, солнечной, гидро-и ядерной энергии может вырасти в январе-марте 2021 г. на +63 ТВт*ч к уровню 1 кв. 2020 г. до 472 ТВт*ч. Оставшийся спрос – около 253 ТВт*ч – будет удовлетворен, в первую очередь, за счет дополнительной выработки угольных электростанций.
Ситуация с углем на Украине остается критической с начала года, несмотря на то, что Украина вошла в отопительный сезон с рекордными запасами угля объемом 2,6 млн т. Однако на ТЭС в ноябре 2020 г. включили "турборежим сжигания угля", поскольку в ремонте одновременно оказались пять из 15 энергоблоков АЭС. Уже в декабре, когда в стране началось похолодание, потребление электроэнергии выросло на +11,2 %, до 15 млрд кВт*ч. Из-за ремонтов энергоблоков доля АЭС в энергосистеме упала на -5 %, до 45,6 %. В результате рекордные запасы угля были исчерпаны за три месяца, и к середине января Украина столкнулась с дефицитом электроэнергии. В январе 2021 г. импорт угля на Украину увеличился до 1,80 млн т, (+10 % к январю 2020 г,): 1,30 млн т, или 72 % угольного импорта Украины пришлось на Россию. 0,30 млн т, или 16,5 % на США, 0,16 млн т, или 9 % на Казахстан, оставшиеся 2,5 % – на прочие страны.
В январе импорт угля в Японию достиг 13-месячного максимума. К январю 2020 г. импорт угля вырос на +10,7 % до 10,7 млн, что является максимальным показателем с декабря 2019 г. Высокий спрос на тепловую энергию в декабре и январе обусловлен необычно холодной зимой, резким скачком цен на электроэнергию, низкой доступностью ядерной энергии и сокращением предложения СПГ.

Нефть и нефтепродукты: погрузка продолжает падать
Погрузка нефти и нефтепродуктов в январе сократилась к уровню прошлого года на -9,6 % и составила 18,0 млн т.
Россия и Белоруссия 19 февраля подписали соглашение об организации перевалки белорусских нефтепродуктов в российских портах. Соглашение предусматривает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн т мазута, бензина и масла в российских портах на Балтике в 2021-2023 гг. Такой же объем в размере 9,8 млн т грузов в 2021-2023 гг. указан в опубликованном ранее проекте соглашения по перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ. В приложении к проекту также указаны предполагаемые объемы и номенклатура перевозки грузов по ж/д маршрутам. Общий объем перевозки белорусских нефтепродуктов в 2021 г. может составить 3,5 млн т, в 2022 г. - 3,2 млн т, в 2023 г. - 3,1 млн т.
Загрузка НПЗ в России в 2020 г. упала до десятилетнего минимума. По оценке экспертов, скорость восстановления объемов выпуска на НПЗ в России будет зависеть от того, как быстро разница в ценах на нефтепродукты и нефть в Европе (основном направлении экспорта российских нефтепродуктов) вернется к допандемическому уровню. Маржа нефтеперерабатывающих заводов в текущем году будет расти благодаря возможности российских НПЗ с января 2021 г. претендовать на получение инвестиционной надбавки к возвратному акцизу на нефть (на поддержку могут претендовать предприятия, которые гарантируют инвестиции в модернизацию своих мощностей).
В Минэнерго сообщили, что в начале 2021 г. НПЗ работают стабильно и по мере плавного роста спроса на моторные топлива ожидается увеличение их загрузки.

Строительные грузы и цемент: показатели перевозок снизились несмотря на рост строительной отрасли
Погрузка строительных грузов в январе сократилась к аналогичному периоду прошлого года на -3,8 % и составила 8,1 млн т. Погрузка цемента в январе практически осталась на уровне января прошлого года и составила 1,1 млн т.
В январе 2021 г. в России было введено около 5,7 млн м2 жилья, что на +15 % больше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее (5 млн м2). Минстрой рассчитывает, что положительная динамика ввода сохранится в течение всего 2021 г. Увеличение объемов ввода жилья в начале года обусловлено доступной ипотекой, в частности, льготной ипотекой со ставкой 6,5 %, субсидируемой государством. При этом с начала 2021 г. выдано уже 299 разрешений на строительство многоквартирных домов суммарной жилой площадью 2,6 млн м2, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на +43 %.
В конце января президент страны Владимир Путин заявил, что необходимые средства на продолжение дорожного строительства в России предусмотрены и будут выделяться «ритмично». Президент добавил, что к 2024 г. до нормативного состояния планируется довести 85 % дорог в 105 крупнейших агломерациях страны. К 2030 г. к аналогичному состоянию должны будут приведены дороги еще в 51 агломерации. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», запущенного в 2018 г., на дорожное строительство и безопасное движение власти планируют выделить в 2021–2030 гг. около 11,6 трлн руб. Нацпроект предусматривает ремонт 50 % региональных дорог, 85 % дорог агломераций. Выделение дополнительных 100 млрд руб. в 2020 г. позволило перевыполнить планы по дорожному строительству, и, по оценке вице-премьера Марата Хуснуллина, отраслевые чиновники рассчитывают на повторение такого решения и в этом году.

Черные металлы: падение перевозок на фоне снижения выплавки
Погрузка черных металлов в январе сократилась на -10,8 % и составила 5,7 млн т.
В январе снизились перевозки как на внутренних (-10 %), так и на экспортных направлениях (-1 %). При этом больше всего экспортные поставки упали в Турцию (-18 %) и Узбекистан (вдвое). При этом выросли поставки в Китай (в прошлом году практически не осуществлялись).
Как сообщает Росстат, металлургическое производство в январе текущего года сократилось на -3,1 % по сравнению с январём 2020 г.
Одна из причин – экстремальный рост цен на лом. В Минпромторге отмечают, что за 2020 г. экспортные цены на лом черных металлов выросли на +71 % и к началу января 2021 г. достигли исторического максимума в 488 $/т. Причины – снижение сбора металлолома, а также сокращение добычи руды из-за карантинных мер по всему миру. На этом фоне и цена поставки лома для российских металлургов выросла на 51 %, вслед за этим вдвое подорожала строительная арматура.
В конце декабря премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на лом черных металлов и введении с 31 января 2021 года на 180 суток смешанной экспортной пошлины в размере 5 %, но не менее 45 €/т. По оценкам Минпромторга РФ, увеличение ставок позволит перенаправить около 50 % объема экспорта отходов и лома черных металлов на внутренний рынок, повысить загрузку электросталеплавильных мощностей российских предприятий. В конце января, замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что Минпромторг готов предложить ввести полный запрет на вывоз лома черных металлов из РФ, если цена на арматуру не начнет снижаться.
Китай все еще испытывает дефицит в стальной продукции, так как страна продолжает внедрять металлоемкие стратегии как внутри страны, так и в мире. Среди этих инициатив – проекты в рамках объединенного проекта «Один пояс – один путь», охватывающего более 65 стран; развитие инфраструктуры в западных провинциях и недавно объявленная стратегия «двойной циркуляции», которая предусматривает увеличение доли населения среднего класса на 500 млн человек. Несмотря на сезонное замедление спроса на сталь, а также влияние Китайского Нового года, празднование которого в этом году приходится на 11- 17 февраля, эксперты прогнозируют дальнейший рост спроса. По прогнозам Deloitte, в Китае рост производства продолжится благодаря программам стимулирования капиталовложений, эксперты EIU предполагают рост на +4 %.

Руда: перевозки сократились на фоне падения добычи
Погрузка руды в январе сократилась на -2,9 % и составила 9,8 млн т. При этом добыча в январе снизилась на -1,6 %.
В январе перевозки имели разнонаправленную динамику: внутренние перевозки сократились на -6,0 %, а экспорт вырос на +7,5 %.
По оценке Argus целый ряд факторов привел к перебоям в поставках: авария на плотине Vale, дожди в Пилбаре, карантин в Китае, дожди и действия регуляторов в Бразилии. Поэтому на рынке возник отложенный спрос, в результате чего цены на руду достигли 9-летнего максимума – 179 $/т. Эксперты считают, что дефицит на мировом рынке железной руды сохранится в первом полугодии 2021 г., что обусловлено медленным восстановлением после аварии Vale, снижением добычи и запланированными перезапусками заводов.
В 2021 г. восстановление мировой экономики после пандемии COVID-19 приведет к увеличению потребления железной руды. Fitch прогнозирует, что мировое производство стали вырастет на +4,9 % в 2021 г., после сокращения на -0,1 % в 2020 г. Это будет обусловлено ростом производства стали в Китае на +7,5 % и ростом на +6,2 % в Индии, двух крупнейших производителях стали.

Лесные грузы: рост погрузки на всех направлениях
Погрузка лесных грузов в январе выросла к уровню января предыдущего года +9,4 % и составила 3,4 млн т.
В январе перевозки выросли как на внутренних, так и на внешних направлениях. По словам генерального директора ООО «ТрансЛес» Алексея Барбариуша, росту лесозаготовки способствовала морозная погода, установившаяся в европейской части России. В отличие от теплой зимы предыдущего года, она обеспечила лесозаготовителям беспрепятственный доступ к местам традиционной зимней заготовки. Учитывая низкую базу прошлого года, ожидается рост перевозок в I квартале. В целом по 2021 г. можно ожидать сохранения объемов погрузки, однако прогноз может быть изменен в зависимости от жесткости карантинных ограничений в странах-потребителях продукции российского лесопромышленного комплекса.
В феврале премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил Стратегию развития лесного комплекса до 2030 г., в соответствии с которой вклад лесной отрасли в экономику РФ к 2030 г. должен увеличиться в два раза – до 1,14 трлн рублей. Согласно документу, ожидается ежегодный рост лесозаготовки на +2 %, что приведет к увеличению перевозок.

Зерно и продукты перемола: очередной рекорд погрузки
Погрузка зерна в январе составила 2,7 млн т (+68,8 % к январю прошлого года), установив рекорд для данного месяца.
В январе рост экспортных перевозок продолжился (почти в 2 раза выше аналогичного периода прошлого года). Больше всего поставки выросли в Египет (в 1,5 раза), Турцию (в 3 раза), Азербайджан (в 3 раза) и в Саудовскую Аравию (поставки почти не осуществлялись в январе прошлого года).
Экспорт зерновых с начала текущего сельскохозяйственного сезона (с июля 2020 г.) по январь составил 34,3 млн т, это на +25 % больше аналогичного периода прошлого года и самый высокий показатель за всю историю России.
По данным, гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько за период с июля 2020 г. по январь 2021 г. Россия экспортировала 29,9 млн т. Только в январе было экспортировано 3,2 млн т пшеницы, что стало абсолютным рекордом для отгрузок за этот месяц за всю историю наблюдений. Он уточняет, что это в 1,5 раза больше, чем в январе прошлого года.
Эксперты связывают такую динамику с высоким урожаем, ростом мировых цен на зерно, а также введением с 15 февраля и до конца сезона (т. е. до 30 июня 2021 г.) экспортных пошлин. С 15 по 28 февраля для пшеницы она составит 25 €/т, а с 1 марта и до конца сезона – увеличится до 50 €. Кроме того, с 15 марта по 30 июня будут установлены и тарифы на вывоз ячменя и кукурузы – 10 и 25 € соответственно. Такие ставки действуют при поставках в пределах разрешенной квоты в 17,5 млн т. При ее превышении ставка будет исчисляться как 50 % от таможенной стоимости, но не менее чем 100 €/т.
В начале февраля стало известно, что Минсельхоз и Минэкономразвития разработали новый механизм сдерживания цен на пшеницу. Планируется установить плавающую пошлину, которая рассчитана на долгосрочную перспективу.
Она составит 70 % от разницы между рыночной и базовой ценой. Так, базовая стоимость для пшеницы установлена в размере 200 $/т, а для кукурузы и ячменя – 185 $/т. Индикатор рыночной цены будет рассчитывать Московская биржа на основе данных экспортеров, которые должны отчитаться площадке о стоимости заключенных контрактов. Публиковать такие данные биржа начнет с 1 апреля, а сами пошлины станут действовать со 2 июня 2021 г.

Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в январе составила 5,7 млн т (+10,6 % к январю прошлого года), установив очередной рекорд для данного месяца.
В январе перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение экспорта произошло за счет роста поставок в Китай (+450 тыс. т к январю прошлого года) и Бразилию (+200 тыс. т).
Эксперты ожидают существенный рост спроса на калийные удобрения. Цены на гранулированный калий в США в январе выросли на +31 % относительно середины 2020 г. на условиях FOB NOLA, до 335 $/т. В Бразилии цена калия на условиях CFR выросла более чем на +10 % только за декабрь 2020-г. — январь 2021 г. В Юго-Восточной Азии, по данным агентства ICIS, калийные котировки выросли с августа 2020 г. почти на +12 % к февралю 2021 г., до 268 $/т. Эксперты отмечают, что российские и белорусские поставщики планируют расширение объемов производства, из-за чего мировое предложение может вырасти на +5 %, что приведет к усилению конкуренции и возможному снижению цен.
По состоянию на последнюю декаду февраля сельхозтоваропроизводители аккумулировали под весенний сев 1,4 млн т минеральных удобрений (в действующем веществе — д.в.), это на +21 % больше, чем в прошлом году. Об этом сообщила Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) со ссылкой на Минсельхоз России. С начала года аграрии увеличили закупки минеральных удобрений на +13 % до 1,1 млн т д.в., еще порядка 300 тыс. т было поставлено предприятиям российского АПК в прошлом году.
По оценкам РАПУ, росту закупок способствовали несколько факторов, среди которых в ассоциации отмечают продуманную стратегию развития российского АПК, реализуемую Минсельхозом России, увеличение инвестиций в качество и урожайность выращиваемой сельхозпродукции со стороны отечественных аграриев, своевременность подачи заявок на удобрения от большинства российских регионов и увеличение продаж производителями минеральных удобрений на приоритетный внутренний рынок.
В то же время Минпромторг России не ожидает дефицита минеральных удобрений на российском рынке. При этом цены на удобрения для внутреннего рынка сегодня ниже экспортных цен на 20-30 % в зависимости от вида продукции.
В середине февраля первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов сообщал, что министерство обратилось в ФАС в связи с колебанием цен на удобрения выше инфляции. Федеральная антимонопольная служба России проведет проверку обоснованности цен на рынке минеральных удобрений.

СТАВКИ АРЕНДЫ НА ПОЛУВАГОНЫ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО СНИЗИЛИСЬ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Уровень ставок на полувагоны в феврале 2021 г. не изменился и остался на январском уровне – около 650-750 руб./сутки.
Профицит парка полувагонов в январе продолжил сезонно расти. Активный парк снизился до 498 тыс. ед. в основном за счёт сезонного сокращения перевозок угля и строительных грузов: парк для их перевозок упал на -8 тыс. и на -5 тыс. ед. соответственно. В результате уровень профицита парка полувагонов вырос до 46 тыс. ед. и составил 7,9 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД.
Эффективность активного парка полувагонов сохраняется на высоком уровне. В январе 2021 г. эффективность сезонно снизилась на -2,5 % к декабрю 2020 г., но при этом значительно превышает уровень января 2020 г. (+5,1 %) и вплотную приблизилась к уровню 2018-19 гг. (на -2,2 % ниже).
В январе 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ снизилась до 3,5 тыс. ед., что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на -25 % и на -40 % уровня предыдущего месяца.


Обзор подготовлен
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации Вы можете обратиться
к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Январь - февраль 2021
Другие статьи
Заказать обратный звонок