logo
Продукты

Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Январь - Февраль 2022

03 марта 2022
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В PDF

2022 ГОД НАЧАЛСЯ С РЕКОРДА
В январе показатели перевозок выросли. Погрузка выросла до 104,1 млн т, что на +3,0 % выше уровня января 2021 г. Грузооборот составил 224,6 млрд т-км, что на +6,0 % выше уровня января 2021 г., установив очередной рекорд для данного месяца.
В январе выросли перевозки угля (+3,1 %), нефти и нефтепродуктов (+8,2 %), строительных грузов (+4,0 %), черных металлов (+5,6 %) и цемента (+5,7 %). Снизились перевозки железной руды (-1,1 %), лесных грузов (-13,4 %), удобрений (-3,2 %) и зерна ( 30,9 %).
РЖД ожидают роста погрузки на +2,4 % в 2022 году, до 1,31 млрд т. Холдинг ждет снижения погрузки примерно на 1 млн т лесных грузов в текущем году. При этом все остальные номенклатуры должны увеличить свои показатели.

Уголь: эксперты высоко оценивают экспортный потенциал российского угля
Погрузка угля в январе выросла на +3,1 % к январю прошлого года и составила 31,8 млн т.
В январе погрузка угля на экспорт осталась на уровне прошлого года, тогда как внутренние перевозки выросли. В январе поставки из России существенно нарастили Индия (+1,2 млн т к январю 2021 г.) и Турция (+970 тыс. т). При этом снизились поставки в Японию (-1 млн т) и на Украину (-400 тыс. т).
По оценке Argus, спрос на уголь в Северо-Западной Европе в ближайшие годы останется высоким, что будет поддерживать экспорт российского сырья. С октября 2021 г. рынок заметил существенную выгоду в плане работы именно на угле для генерации, даже в горизонте 2024 года. Это означает, что спрос на ископаемое как топливо для генерации в ЕС должен оставаться довольно высоким в ближайшем будущем.
Соответственно, покупатели будут стремиться заручиться гарантией поставки определенных объемов, в том числе будут актуальны поставки российского угля в Европу. Эксперты считают, что при нынешних высоких ценах на газ европейской генерации будет выгоднее использовать уголь. Другой причиной роста спроса на него является отказ ряда стран (прежде всего, Германии) от атомной энергетики.
Кроме того, 18 февраля директор департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго Сергей Мочальников сообщил, что Россия и Китай приступили к разработке межправительственного соглашения, которое позволит организовать поставку угля в объеме 100 млн т.

Нефть и нефтепродукты: погрузка продолжает восстанавливаться
Погрузка нефти и нефтепродуктов в январе выросла к уровню прошлого года на +8,2 % и составила 19,5 млн т.
По данным РЖД, экспортные перевозки нефтепродуктов сегодня составляют примерно 280 тыс. т в сутки, а на внутрироссийский рынок отправляется 350 тыс. т. Советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев считает, что прогноз холдинга о росте объёмов перевозки нефти по итогам 2022 года (+1,7 % к уровню 2021 г.) обоснован: цена нефти растёт, спрос на неё остаётся стабильно высоким.
По оценке экспертов, на фоне высокого мирового спроса российский экспорт нефтепродуктов по РЖД активизировался, несмотря на высокие вывозные пошлины. Выросли поставки автомобильного бензина и дизтоплива и внутри РФ: по данным ЦДУ ТЭК, на национальный рынок поступило 83 % бензина, произведенного отечественными НПЗ.

Строительные грузы и цемент: рост погрузки на фоне высоких объемов строительства
Погрузка строительных грузов в январе выросла к аналогичному периоду прошлого года на +4,0 % и составила 8,4 млн т. Погрузка цемента в январе выросла на +5,7 % и составила 1,3 млн т.
Объем ввода жилья в России по итогам 2021 года составил 92,6 млн кв. м, что на +13 % превышает показатель 2020 года. По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, объем ввода жилья в январе 2022 года на +14 % превышает показатели аналогичного месяца 2021 года.
Правительство РФ подготовило меры поддержки жилищного строительства, исходя из ситуации на рынке в каждом конкретном регионе. Также Хуснуллин отметил, что если рыночные ставки по ипотеке в этом году достигнут уровня 12-15 % годовых, то строительная отрасль вернется к объемам ввода жилья на уровне 2018-2019 гг. и спрос снизится.

Черные металлы: рост погрузки продолжился
Погрузка черных металлов в январе выросла к уровню прошлого года на +5,6 % и составила 6,1 млн т.
По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в начале 2022 года положительная динамика производства и спроса на промышленную продукцию впервые вышла за пределы восстановительного роста. По итогам января производство продемонстрировало двузначные темпы реального роста (+10,2 %), ранее отмечавшиеся только в периоды восстановления, а спрос – положительную динамику во всех секторах. При этом внутренний спрос на черные металлы в январе 2022 года вырос на +15,4 %, экспортные поставки сократились на -5,9 %.
Металлурги прогнозируют рост спроса на сталь на внутреннем рынке РФ. Согласно ожиданиям Новолипецкого металлургического комбината, в этом году потребление стали на ключевых рынках РФ увеличится на +2-3 % по сравнению с 2021 г. Мечел в 2022 г. рассчитывает на увеличение спроса в РФ на +3-4 %.
Северсталь прогнозирует рост на уровне +3,1 %.

Руда: высокий внутренний спрос привел к снижению перевозок
Погрузка руды в январе сократилась на -1,1 % и составила 9,7 млн т.
Снижение перевозок руды обусловлено растущей активностью отечественных металлургов – выплавка стали в январе выросла на +6,6 %. В результате ожидается увеличение добывающих мощностей. В частности, АО «Стойленский ГОК» предполагает расширение действующего в Белгородской области карьера с увеличением объемов добычи руды с 43 млн т до 67 млн т в год. Кроме того, ООО «Яковлевский ГОК» продолжает реализацию проекта по увеличению объемов добычи железной руды с 878 тыс. т до 5 млн т, программы автоматизации и цифровизации производства в рамках проекта «Цифровая шахта» (сроки реализации — 2018-2023 годы). На программу развития запланированы инвестиции в объеме 25 млрд руб.

Лесные грузы: падение погрузки из-за экспортных ограничений
Погрузка лесных грузов в январе сократилась к январю предыдущего года на -13,4 % до 2,9 млн т.
Эксперты считают, что снижение объёмов погрузки можно связать с введением с 1 января 2022 года запрета на вывоз из страны необработанной или грубо обработанной древесины. Такая динамика сохранится до тех пор, пока рынок не адаптируется к новым условиям и не создаст дополнительных мощностей для глубокой переработки лесной продукции. При этом доля перевозок кругляка в общем объеме лесных грузов резко снижается – с начала года на 8 п. п. до 30 %. Остальное – обработанная древесина. Доля пиломатериалов выросла в соотношении январь к январю на 3 п. п., сегодня они занимают уже долю в 45 % от общего объема погрузки лесных грузов. Плиты древесно-стружечные прибавили 4 п. п., фанера – 2 п. п.

Зерно и продукты перемола: ожидается рост погрузки со второго полугодия
Погрузка зерна в январе снизилась к уровню января прошлого года на -30,9 % и составила 1,9 млн т.
Холдинг РЖД в 2022 г. в абсолютных цифрах планирует увеличить погрузку зерна на сети на +3,5 %. По мнению руководителя аналитического центра АО «Русагротранс» Игоря Павенского, поставленная холдингом цель по погрузке зерновых грузов достижима. Во втором полугодии ожидается рост погрузки зерновых. Эксперты прогнозируют высокий урожай на фоне хорошей посевной кампании и благоприятных погодных условий. По данным Росстата, урожай пшеницы в 2021 г. составил 75,9 млн т. Прогноз экспертов на 2022 г. – не менее 81,4 млн т.

Химические и минеральные удобрения: снижение погрузки на фоне экспортных ограничений
Погрузка удобрений в январе сократилась к уровню прошлого года на -3,2 % и составила 5,5 млн т.
Снижение погрузки обусловлено падением экспорта – в январе перевозки снизились на -5,9 % на фоне действующих до мая ограничений. По данным Минсельхоза России, к началу февраля этого года российские аграрии закупили с учетом накопленных ресурсов на +32 % больше удобрений, чем в прошлом году. Ожидается, что внутренний спрос в этом году составит около 5 млн т (в пересчете на 100 % питательных элементов – д.в.).

СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Ставка аренды в феврале выросла до 1 300 – 1 800 рвс для долгосрочных контрактов, спотовая ставка – 2 000 – 2 800 рвс, в отдельных случаях – до 3 400 рвс (парк до 100 ед.)
Активный парк снизился с 548 до 547 тыс. ед. за счет сокращения парка, задействованного в перевозках лома чёрных металлов и строительных материалов. Среднемесячный уровень неисправного парка продолжил снижаться – в среднем 30,7 тыс. ед. в январе против 33,7 тыс. ед. в декабре. Уровень профицита парка полувагонов вырос 15,3 тыс. ед. и составил 2,6 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД. Скрытый профицит парка (отставленные неисправные вагоны сверх статистического нормативного уровня в 3,3-3,4 % парка) пока сохраняется, но продолжает быстро сокращаться – около 3 тыс. ед.
В январе 2022 г. эффективность упала до минимального уровня за 2018-2021 гг. Падение к уровню прошлого года составляет -6,9 %.
В январе реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 4,5 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +25,6 % и ниже уровня предыдущего месяца на -33,5 %.

Обзор подготовлен 
Аналитическим департаментом ПАО «ТрансФин-М».
Для получения дополнительной информации
Вы можете обратиться к заместителю начальника Аналитического департамента
Коробейниковой Лейсане Растэмовне
lkorobeinikova@transfin-m.ru
Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Январь - Февраль 2022
Другие статьи
Заказать обратный звонок