logo

Оценка перспектив восстановления железнодорожного рынка России

23 октября 2020
Рыночные сигналы, преимущественно из стран дальнего зарубежья, позволяют со сдержанным оптимизмом смотреть на 4 квартал 2020 г. и ждать восстановления погрузки в 2021-22 гг.

Среди ключевых точек роста, в первую очередь, следует отметить экспорт угля. В случае с восточным направлением было бы некорректно говорить о восстановлении – перевозки, собственно, и не падали: так, в сентябре железнодорожные поставки угля к дальневосточным портам были поддержаны высоким спросом в АТР и составили 8 млн т, что на +1,2 млн т больше, чем годом ранее (+18 %). Помимо роста спроса на российский уголь со стороны Китая, растёт экспорт в Южную Корею и на Тайвань.

Дальнейший рост экспорта по Восточному полигону в определённой степени ограничен пропускными мощностями магистрали. Однако ОАО «РЖД» активно работает над расшивкой узких мест. Не все работы укладываются в поставленные сроки – свою лепту вносят внешние шоки, часто неэкономического характера – но с уверенностью можно утверждать, что на горизонте 2023-24 гг. погрузка в направлении портов Дальнего Востока вновь продолжит активно расти.

Появляются первые «слабые сигналы рынка» об улучшении ситуации с потреблением угля в Европе. Несмотря на глобальный тренд снижения выбросов парниковых газов, резкий рост цен на газ привёл к росту потребления угля в энергетике. Вероятно, этот рост не будет носить долгосрочный характер, но у российского угля есть ярд конкурентных преимуществ, которые, вполне возможно, позволят стабилизировать поставки в этот важный для России регион. Это и сравнительно более низкое транспортное плечо, которое при проведении взаимовыгодной для ОАО «РЖД» и угольных компаний тарифной политики может дополнительно снизить себестоимость российского угля на европейском рынке – а, значит, создать потенциал для увеличения рыночной доли. В определённой степени благоприятно для российского экспорта и некоторое ослабление рубля к евро.

Аналогичные драйверы наблюдаются в других крупных сегментах железнодорожных перевозок: рост отдельных сегментов экономики Китая привёл к повышению цен на металлургические грузы, чем активно пользуются российские компании: так, например, перевозки железной руды в 2020 году неоднократно обновляли долголетние рекорды. Активно растут перевозки минеральных удобрений и зерна – также обновляя долголетние рекорды погрузки.

Ряд грузов в 2020 году значительно сократили объёмы погрузки на железной дороге, что создало значительный потенциал для их роста по мере восстановления мировой экономики: в первую очередь, речь идёт о нефтепродуктах и черных металлах.

Долгое время пребывавший «в тени» угля сегмент строительных грузов начал расти на фоне увеличения доступности подвижного состава: в отдельные месяцы 2020 г. рост к уровню 2019 г. достигал +10-15 %.

Коронавирусный кризис провёл некую проверку на прочность для российского железнодорожного рынка. Эта проверка пока не окончена, но уже сейчас можно сказать, что российские предприятия в целом справляются со сложившейся сложной ситуацией и активно используют открывающиеся возможности для дальнейшего роста.

Начальник Аналитического департамента ПАО «ТрансФин-М» Андрей Цыганов
Оценка перспектив восстановления железнодорожного рынка России
Другие статьи
Заказать обратный звонок